Форум Legio-X FRETENSIS

Объявление

Сегодня движение римской реконструкции переживает всеобщий подъем и мы объявляем новый набор в свои ряды, под овеянные славой и временем знамена "Десятого Сокрушительного". Легион ждет тебя! Особенно будем рады вексилариям Первого поколения. Впереди нас ждут дороги, ведущие в Рим!
---
Привет Гость! После регистрации вам будет доступен для просмотра весь форум.
---
С уважением, Администратор

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Legio-X FRETENSIS » Расказы и литература » Япония (военная история)


Япония (военная история)

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

;) вот наскоком нашел некоторое количество ссылочек, может для чего и сгодится, а?
http://www.fido.sakhalin.ru/wayofsword/
http://cclib.nsu.ru/projects/satbi/satb … arjap.html
http://tadamasa.hotbox.ru/archive.htm

буду искать дальше (кстати хоцца мне книжек почитать по данному вопросу - о-о-о-очень тонкий намек :) )

0

2

Привет Сергей - очень рад встречи в прямом эфире сети!  :)
Еду точно в Москву в Пятницу вечером время "Ч" - 21.00, уже взял билеты, жаль что без тебя старик...
Книг у меня по военной истории страны "восходящего солнца" мало - мало есть, вернусь в Питер в Понедельник утром, надо обязательно снова поболтать - дел у нас тобой уже просто куча!, готов прибыть теперь к вам в клуб - все привезу с даставкой на дом, может Валеру и Стаса вытащу на наш с тобой приват, когда можно приехать  к Вам на Наполеонику-???..., многие наши тоже хотят в гости  на битву :hi: !!!
Завтра я в школе до 21.00 звони -  88 Жму руку - просто Сергий. :cool:

Отредактировано Директор по развитию (25-07-2006 18:07:39)

0

3

Способы ведения войны самураев.
Тактика и вооружение

До прибытия "варваров" способы ведения войны в Японии воплощали поединки благородных самураев один-на-один. Этот идеал индивидуализма начал сходить на нет после прибытия португальцев в 1542 году. Знакомство с аркебузами изменило для самураев лицо войны и привнесло перемены в искусство тактики. Эти перемены в основном копировали европейские стили, но кое-где и превосходили их. Данная работа рассматривает состав военной машины самураев: организацию, вооружение, одежду и тактические приемы.
В Японии не было подобно европейской организации армий в батальоны и полки. Основной единицей была армия даймё (князя), которая была построена на системе "коку". Коку - это количество риса, необходимое на содержание одного человека в год. Соответственно, самурай классифицировался по уровню дохода его поместья. Самураи с доходом в 10 тыс. коку и более считались даймё. Те, у кого доход был от 100 до 9,5 тыс. коку имели ранг хатамото (лидера), тогда как имевшие доход менее 100 назывались го-кэнин (сторонники).
Каждый класс был обязан поставить определенное количество людских ресурсов исходя из своего дохода. Таблицы поставок менялись в 1616, 1632 и 1649 годах. Т.к. это никак не связано со временем каких-либо военных конфликтов, было странным, если бы они сильно различались. Согласно таблице 1649 года, хатамото с доходом в 300 коку должен был поставить собственную обслугу, одного самурая (ранга го-кэнин), одного копейщика, одного оруженосца, одного конюха, одного переносчика сандалий, одного носильщика хасамибако, одного переносчика багажа. Хатамото с доходом в 2 тыс. коку должен был поставить собственную обслугу, восемь самураев (ранга го-кэнин), двух оруженосцев (плюс одного резервного), пять копейщиков (плюс одного резервного), четырех конюхов, четырех переносчиков багажа, одного переносчика сандалий, двух носильщиков хасамибако (плюс одного резервного), одного лучника, двух аркебузьеров, двух фуражиров, одного переносчика нодати, двух предводителей асигару и одного переносчика дождевой шляпы. Солдаты - нонкомбатанты также должны были быть экипированы и вооружены.
Нормы не были одинаковыми среди различных даймё. В определенное время вассал должен был выставить различное количество людей для своего господина. Все зависело от ситуации. Во времена завоевания острова Кюсю войсками Хидэёси защищавшийся Симадзу приказал своим вассалам поставить людей исходя из количества Тё (Тё =30 коку). За каждый Тё вассал должен был выставить двух человек - ученика и слугу, два Тё - 3 человека, 10 Тё - 11 человек. Во времена завоевания Кореи Хидэёси затребовал от лордов Кюсю, которые были ближе всего к отправной точке экспансии, по 6 человек с каждой сотни коку дохода и намного меньше людей от лордов Хонсю. В войнах при Сэкигахара и за Осаку ставка была примерно 3 человека с каждой сотни коку.
Некоторые даймё организовывали собственные "элитные части". Ходзё Удзияцу организовал своих го-хатамото (телохранителей) в 48 отрядов, каждый под командованием капитана. Отряды были организованы в 7 рот. Шесть рот по 7 отрядов и одна рота в 6 отрядов. В каждом отряде было по 20 человек. Токугава Иэясу основал о-бан (великую гвардию) в количестве 3х рот. Во времена завоевания Кореи гвардия выросла до пяти рот. К 1623 году было уже 12 рот. В каждой роте был один капитан, четыре лейтенанта и 50 гвардейцев. Другим подразделением, созданным Иэясу, был теппо хякунин гуми - 25 эскадронов в 100 конников каждый. Всадники были вооружены ружьями. В других армиях аркебузеры были организованы в отряды по 30-50 человек, с одним капитаном на каждый десяток.
Характерными отрядами в данный период были всадники, лучники, копейщики и аркебузьеры. Баланс отрядов в войске зависел от конкретного даймё. Некоторые отдавали предпочтение коннице, как Такэда Сингэн, или аркебузам, как Ода Нобунага.
В 1542 году китайский корабль, везущий трех португальских торговцев, потерпел крушение возле острова Танэгасима. Правитель острова увидел конструкции в руках у этих странных людей и пришел в восторг:
"Они несли что-то, длиной два или три фута, прямые снаружи и полые внутри, изготовленные из тяжелого материала... Форма не идет в сравнение ни с чем, что я знаю. Чтобы использовать это, надо заполнить его порошком и маленькими кусочками свинца. Установите маленькую белую цель на банке. Держите объект в руках, успокойте тело, зажмите один глаз (,) поднесите огонь к отверстию. И тогда пуля точно поражает цель...".
Правитель купил два ружья и отдал их своему кузнецу, что бы тот скопировал их. Однако он не смог выяснить, как закрывается казенник ствола. Когда прибыл другой португальский корабль, он отдал свою дочь в обучение изготовлению ружей. Вскоре он стал производить ружья такие же хорошие, как и оригиналы. Затем производство распространилось по всей Японии.
Вскоре аркебузьеры стали обычным делом на полях сражений. Впервые они были использованы Симадзой Такахисой в 1549 году в битве при Кадзики. Уэсуги Кэнсин и Такэда Сингэн пользовались ими в своих периодических битвах при Каванакадзима, равно как и Мори против Суэ в битве при Миядзиме в 1555 году. Ода Нобунага в 1549 году заказал 500 аркебуз, а к 1575 году в его армии насчитывали 10 000 ружей. Такэда Сингэн так любил оружие, что в 1569 году выпустил прокламацию для своих войск:
"Впредь ружья будут играть очень важную роль. Соответственно, уменьшайте количество копий и увеличивайте количество людей, способных владеть ружьем".Популярность аркебуз росла с ростом количества армий. Одна из причин была легкость обучения. Требовались годы, чтобы обучить лучника, но даже крестьянин в короткое время мог быть обучен стрельбе из аркебузы "со всей точностью, на которое оружие было способно".
Другой причиной популярности были преимущества ружья перед луком. Тогда как японский лук имел дальность стрельбы 380 м, аркебуза била на 500 м, хотя и безвредно для цели в обоих случаях. Эффективная дальность для лука была 80 м, а у ружья - до 200 м..
Великий триумф аркебузы произошел в 1575 году в битве при Нагасино. Нобунага разместил 3 тыс. стрелков за частоколом. Аркебузьеры полностью истребили наступавшую конницу Такэды. Множество даймё извлекли уроки из Нагасино и оснастили свои армии большим количеством ружей. К 1582 году большинство армий состояло на треть из аркебузьеров. Однако, несмотря на то, что ружья показали свою силу, многие самураи относились к ним с пренебрежением, поскольку ружья уводили войну от индивидуализма.
Пушки появились в Японии в 1551 году. Отомо Ёсидзуми подарили две пушки португальцы. Аналогично аркебузам, были попытки их скопировать. Однако японцы так и не смогли выучиться изготавливать пушки европейского качества. Вместо этого большинством пушек японские армии снабжали иностранные суда. Обычно это были кулеврины и фальконеты. Пушки редко появлялись на полях битв в Японии, в основном во время осад. При осаде Осаки Токугава использовал 300 орудий.
Основным ударным оружием были копья. Они были двух видов - нагината и яри. Нагината состояла из длинного изогнутого лезвия, насаженного на древко. Нагината была оружием как самураев, так и асигару. Ко времени Сэкигахара первенство завоевало яри. Существовали яри различной длины. Самые большие назывались нагай-яри и имели длину более 4 м. Различные даймё имели свои предпочтения относительно длины яри. Такэда Сингэн вооружил своих пехотинцев 4,8 метровыми копьями, так же поступили Уэсуги, Хидэёси, Токугава и Датэ. Ода Нобунага использовал самые большие копья - 5,6 м. Ода открыл возможности длинных копий еще в начале своей карьеры. Есть упоминание о наличии в его арсенале 500 5,6-метровых копий уже в 1553 году. Формы наконечников яри были различными. Некоторые были изготовлены в виде длинных трехгранников. Самыми распространенными были L-образные наконечники или наконечники с крестовиной, пригодные для стаскивания всадника с седла. Копья по количеству в армиях уступали только аркебузам. В разных армиях процент копий варьировался. У Оды копья составляли 27% его войска. У Уэсуги - 10 копий на каждое ружье.
С появлением аркебуз количество лучников стало сокращаться. Причинами были, как уже указывалось, разница в дальности стрельбы и срока обучения лучника и аркебузьера. Но с другой стороны лук более точен и эффективность стрельбы превышала ружейную. Однако дальность стрельбы и простота обучения стрельбе из ружья перевешивала преимущества лука. Позднее лучники кое-где стали использоваться в качестве застрельщиков и снайперов. Некоторые кланы сохранили элитные подразделения лучников, как, например, Симадзу.
Кавалерия состояла только из самураев, полностью одоспешенных и вооруженных копьем. В древние времена конница вооружалась исключительно луками. С развитием длинных копий конные лучники остались только в специальных подразделениях. Для защиты от копий кавалеристы экипировались копьем. Было два типа конных копий - тэ-яри (ручное копье) и моти-яри (носимое копье). Длина копий варьировалась от 3,2 до 4 метров. Самые длинные копья отмечались в 4,3 м. Использование копий дало всадникам необходимую маневренность в нападении и защите.
Что бы иметь впечатление о составе японских армий рассмотрим несколько примеров. Клан Симадзу в 1592 послал в Корею 1500 лучников, 1500 аркебузьеров и 300 копьеносцев. Армия Мацууры Какэмоно в корейскую кампанию состояла из 120 всадников, 450 пехотинцев, 370 аркебузьеров, 110 лучников, 150 копейщиков, 120 офицеров, 800 хатамото и 900 нонкомбатантов (различной обслуги). Хатамото Датэ Масамунэ в те же времена состояли из 50 лучников, 100 аркебузьеров и 100 копейщиков. Позднее в 1600 году, Датэ посылает Иэясу армию, состоящую из 420 конных самураев, 1200 аркебузьеров, 850 копейщиков и 330 нонкомбатантов. Баланс всадников и пехоты подметил иезуит Франкоис Карон:
"Те, кто имел 1000 коку годового дохода, были обязаны привести собой на поле 20 пехотинцев и 2 всадников..."
Одеяние большинства армий состояло из До (доспеха). До 1450 года доспех был коробчатого вида и подвешивался на плечи. Вскоре латы стали делать более легкими по весу и подогнанными по фигуре, сместив нагрузку с плечей на бедра. Доспех обычно изготовлялся из металлических полос скрепленных вместе, однако, со временем, многие оружейники стали делать доспехи, состоящие из сплошных пластин. Самым важным новшеством стало изобретение окэгава-до. Этот стиль стал очень популярным. Доспех был эффективным и недорогим, обеспечивал хорошую защиту, ставшую важной с развитием огнестрельного оружия.
Другим типом доспеха, получившим развитие, был татами-до (складной доспех). Он состоял из прямоугольных или гексагональных металлических пластин скрепленных кольчугой (по другим источникам пластины нашивались на матерчатую или матерчато-кожаную основу). Этот доспех, также как и окэгава-до, был дешевым, простым в изготовлении и легким. Многие даймё экипировали такими доспехами своих асигару.
Самурайские шлемы были шести разных типов. Каждый тип состоял из нескольких пластин, находивших друг на друга и образовывавших ребра. Большинство самураев богато декорировали свои шлемы. Даймё носили на шлемах фантасмагорические фигуры и другой причудливый декор. Хонда Тадацугу украсил свой шлем большими оленьими рогами, Ии Наомаса был известен золотыми рогами на шлеме, Датэ Масамунэ носил золотой полумесяц. Хосокава Тадаоки украсил шлем пером павлина, Тоётоми Хидэёси носил гребень в виде солнца с лучами, Курода Нагамаса в честь битвы Ити-но-тани изобразил на шлеме дорогу с горы Ёсицунэ. Некоторые даймё, как, например, Като Киёмаса и Маэда Тосииэ, носили шлемы с составным конусом. Поздние типы делались в виде хвоста рыбы.
Шлем пехотинцев назывался дзингаса (боевая шляпа) и имел форму конуса. Изготовлялся из металла или укрепленной кожи. Преимущество железного шлема было в том, что в нем можно было при случае варить рис. Те, кому не посчастливилось носить шлем, защищали голову повязкой хатимаки с кольчужными кольцами.
В дополнение к панцирю самураи носили пару сунэатэ (поножи), хайдатэ (набедренники) и котэ (наручи). Некоторые самураи также носили мэмпо (маску). Асигару также могли экипироваться котэ и парой сунэатэ.
Доспех был покрыт лаком, чтобы предохранить его от воздействия окружающей среды. Цвета - черный, коричневый, золотой, красный (обычно покрывали лаком черного цвета. По сей день черный лак в мире на профессиональном жаргоне называют Japan). Иногда доспех отделывали медью. Шнуровка имела различные цвета. Старая массивная шнуровка постепенно вытеснялась, поскольку имела свойство замерзать зимой, забиваться грязью и напитываться водой, становясь рассадником вшей. Кроме того, большое количество шнуров более эффективно противодействовало стрелам.
Основным назначением доспеха было защитить владельца от ружейной пули, поэтому оружейники проверяли свои изделия, стреляя в них из аркебуз. Если пуля доспех пробивала, он браковался, если же выдерживал, то вмятину от пули оставляли в доказательства его прочности. Этот тип доспехов известен под именем тамэси-гусоку (проверенный пулей). Однако этот вид доспеха был тяжелым и дорогим.
С ростом массовости армий встала проблема идентификации своих воинов и врагов на поле боя. В результате появились носимые самураями и асигару сасимоно (персональные знамена), которые крепились на доспех сзади. Сасимоно различались по размерам и цветам. На поле знамен обычно изображали мон (фамильный герб) командира. Некоторые сасимоно имели объемную форму. Войска клана Симадзу с Кюсю носили черно-белые сасимоно. В центре размещался фамильный мон, выполненный в негативе к фону - крест в круге. У Нобунаги было несколько различных дизайнов сасимоно, одним из которых была белая "дыня" на красном фоне. У Тоётоми Хидэёси на белых флагах была изображена красная ветвь "адамового дерева" ("паловнии"). Личные посланники Такэды Сингэна отличались черными флагами с изображением белой многоножки ("цилоподы"). Специальные отряды Токугавы имели белый флаг с черной буквой "пять", в то время как его основной флаг выглядел следующим образом: на белом фоне черный цветок ("холлилок"). 48 бансё Ходзё носили "рыбью чешую" - флаги желтого, черного, голубого, красного и белого цветов с нарисованным треугольным гербом Ходзё. Часто на кирасы и шлемы асигару наносился мон командира.
Другой формой идентификации было использование большого знамени нобори. Эти флаги были увеличенной версией сасимоно. Ума-дзируси (конный знак) был разновидностью нобори. Он использовался для определения месторасположения генерала. Самурай с доходом в 1300 коку имел право на небольшой флаг; те, у кого доход был более 6000 коку имели право на большой флаг. Требовалось три человека для его переноски. Характерным примером ума-дзируси был флаг Уэсуги Кэнсина - на голубом фоне красное солнце. Некоторые даймё предпочитали определенные предметы в качестве своих флагов. Например, у Хидэёси - знаменитая "тысяча тыкв" (по легенде, после каждого выигранного сражения он добавлял к большой тыкве одну маленькую, пока штандарт не превратился в гроздь тыкв). У Иэясу - золотой веер с красным солнцем.
Некоторые даймё делали попытки ввести униформу в своих войсках. Ии Наомаса - наиболее яркий пример. Он одел всех своих воинов - самураев и асигару - в красные доспехи. К тому же его войска несли на себе красные сасимоно с написанными своими именами золотом или фамилиями - белым. Эта "униформа" была принята по совету Иэясу, который, комментируя использование Ямагатой Масакагэ (вассалом Такэды Сингэна) одетых в красное воинов, отмечал их "психологический эффект". Отряды Ии стали известны под именем "красных дьяволов". Другой тип униформы ввел у себя Датэ Масамунэ, который экипировал свои войска пуленепробиваемыми доспехами ёкиносита-до. В 48 бансё Ходзё Удзиясу каждая рота несла цветной флаг с японским иероглифом. Когда они собирались вместе, иероглифы складывались в стих:.
"Цветы источают аромат, но вскоре вянут. В нашем мире ничто не вечно. Преодолейте сегодня гору жизненных заблуждений, и завтра настанет безграничный сон без опьянения".
Толчок развитию тактики дало появление аркебуз. Ранее традиционные способы войны основывались на идеалах индивидуализма. Во время битвы две армии выстраивались в линии несколько сотен ярдов длиной друг перед другом. Тишину нарушала сигнальная стрела. Затем вперед выходил самурай, пускал стрелу и выкрикивал свое имя, вызывая соперника на поединок. После их боя процесс продолжался, но количество поединщиков увеличивалось. В конце концов поле превращалось в хаотичную свалку.
Появление большинства тактических новшеств приписывают временам битв между Уэсуги и Такэдой в Каванакадзиме, где они встречались пять раз в течение 1553-1564 годов. Большое пространство позволяло экспериментировать с различными формациями и передвижениями отрядов, которые изобретались и испытывались обеими сторонами.
Вначале многие самураи не доверяли асигару. Асигару держались в резерве и во многих случаях не участвовали в битвах. Первые шаги к армии нового типа сделал Ода Нобунага. Он понял важность строевой тренировки, вооружил и постоянно тренировал своих асигару. Через некоторое время асигару стали основой его армии.
Битва 29 июня 1575 года при Нагасино считается поворотным пунктом в истории военной тактики Японии. В этой битве Нобунага представил два тактических новшества. Первым был поточно-залповый огонь. Значительной проблемой ранее была крайне медленная скорость перезарядки аркебузы. Генерали хотели любым путем увеличить скорострельность. В то время, когда данная проблема еще не была решена в Европе, ее решили в 1570 году в Японии. В одну из своих кампаний Нобунага воевал с монахами-воинами в Исияне Хонган-дзи. Защитники контратаковали его позиции в Кавагути и Такадоно. Атака была внезапной и была проведена силами 3000 мушкетеров. Монахи применили примитивную форму поточного огня и заставили Оду отступить. Нобунага запомнил урок и усовершенствовал эту тактику.
Во время битвы при Нагасино Ода имел около 32000 человек, из которых 10000 были аркебузьеры. Зная, что сила Такэды - в его коннице, он отделил 3000 стрелков и расставил их в три линии по тысячи человек за большим частоколом. Он приказал своим людям стрелять с короткого расстояния и поражать в первую очередь лошадей. Когда Такэда Кацуёри послал 12700 человек на позиции Оды, они были остановлены первой линией мушкетеров. Как только Такэда возобновил атаку, дала залп следующая линия, потом третья. Войска Такэды были дезорганизованы и легко разбиты контратакой Оды. Около 10000 воинов Такэды полегло на поле боя - 67 % его армии.
Другим новшеством было использование асигару. Впервые в истории Японии крестьяне удостоились чести участвовать в битве и разделить радость победы. Это также показало, что главным становится строгая дисциплина и тренировки. В результате стали расти размеры армий, т.к. даймё стали набирать больше отрядов. Армии кое-где достигли отметки в 100 тыс. человек.
После введения новых тактических приемов искусство войны в Японии развивалось подобно европейскому. В Европе дуэт пики и мушкета получил большое развитие после изобретения такового Гонзало дэ Кордобой в 1503. Предпосылкой к созданию подобного формирования было стремление защитить мушкетеров от атак кавалерии. Дуэт оказался эффективным - пики защищали мушкетеров от разгрома конницей, с другой стороны, мушкеты отбивали охоту подходить близко. Вскоре количество шеренг увеличилось, и формирование принимало форму прямоугольника. Например, 36 шеренговая испанская "терция". Подобный принцип применялся и в Японии, однако, никогда формации не достигали таких размеров, как в Европе. Линии аркебузиров выстраивались впереди армии, поддерживаемые линиями копейщиков. Лучники выполняли роль застрельщиков, пока аркебузьеры перезаряжались.
В Японии было разработано несколько предбоевых формаций. Всего их было 22, названия их происходят из изображений предметов, на которые они похожи. Вот некоторые из них:
Хоси(наконечник стрелы) Этот порядок использовался для стремительной атаки. Плотный строй аркебузьеров шел в авангарде самурайского войска и прорежал огнем вражеские шеренги. Т.к. подобный порядок был предназначен для стремительных атак, фланги формации были слабо защищены.
Ганко(птицы в полете) Представляла собой гибкое построение отрядов, способное быстро измениться при изменении ситуации. Аркебузьеры располагались по фронту и в тылу, но могли быть переброшены на фланги в случае необходимости.
Саку(замочная скважина) Эта была лучшая формация для противодействия атаке формацией Хоси. Шесть шеренг аркебузьеров и две шеренги лучников располагались по углам для встречи атаки. Отряды в центре формировались с целью принять на себя силу атаки.
Какуёку(крыло журавля) Данная формация использовалась для окружения противника. В то время как авангард сковывал противника, "крылья" вырывались вперед и обхватывали противника. Этот прием использовал Такэда Сингэн в четвертой битве при Каванакадзиме.
Кояку(хомут) Формация считалась лучшей защитой от "крыла журавля" и "наконечника стрелы". Авангард удерживал противника столь долго, сколько было необходимо для выяснения их замысла. Затем командир мог дать приказ на контратаку.
Гёрин(рыбья чешуя) Это построение использовалось при превосходящих силах противника. Формация действовала по типу "наконечника стрелы", но силы направлялись на определенный сектор противника.
Энгэцу(полумесяц) Эта формация использовалась для обороны. Разбитые части перестраивались в виде полумесяца, готовые отразить атаку или перейти в наступление.
Курума гакари(крутящееся колесо) Построение в виде круга. Наступая на врага, сохранялась формация в виде вертящегося круга. В момент атаки боевые единицы вырывались из круга. И когда один воин уставал, он сменялся следующим. Свежие воины продолжали посылаться на цель до достижения победы. Этот тип построения использовался Уэсуги Кэнсином для противодействия "крылу журавля" Такэды Сингэна в четвертой битве при Каванакадзиме.
Тёда(длинная змея) Передовые, срединные и задние отряды строились с целью противодействия любым атакам справа и слева. Срединные отряды оказывали поддержку фронтальным и тылу, и наоборот. В то же время авангард вместе с первыми двумя дивизиями в случае необходимости использовались в качестве резерва.
Кото(голова тигра) Эта формация считалась лучшей при обороне от равного противника. Тактическое использование - аналогично Ганко.
Гарю(лежащий дракон) Это построение использовалась в битвах на холме. Авангард, первые и вторые линии, тыл могли легко перемещаться на новые позиции, когда это было необходимо.
Таймо(большая иллюзия) Построение использовалось для проверки крепости вражеских построений на флангах. Как только отыскивалась слабина, туда тут же посылались срединные отряды.
Коран(танцующий тигр) Эта формация для противодействия атаке противника с обоих флангов. Передовой отряд завязывает бой с авангардом противника, а тыловой ударяет в тыл врага.
Кэнран(танцующий меч) Позиция похожа на Коран. Тыловые отряды атакуют врага.
Сёгигасира(голова сёги) Эта формация полезна при преследовании противника. Передовые отряды стрелков, сформированные в дугу "сёги", наступают на врага. В это же время фланги, середина и тыл продолжают двигаться вперед, в случае необходимости расширясь вправо или влево.
Мацукава(сосновая кора) Это необычное построение включало кавалерию, стрелков и копейщиков в одной связке. Преимущество формации - высокая мобильность.
Ватягай(переплетенный круг) Эта формация использовалась в борьбе с большими силами в лесах.
Сэйгантёку Когда противник состоит из двух отрядов, используется эта формация. Часть накрывает огнем приближающийся отряд, тогда как остальные атакуют второй отряд.
Бэттэ Наоси(перестроение) Ганко и Кото хорошо действуют при отсутствии врагов в тылу. Эта формация формируется из армейских резервов на случай появления врагов в тылу.
Рюкэй(течение) Это построение использовалось во время отхода.
Унрё(облака дракона) Построение используется, когда у врага преимущество в территории, но не в численности.
Хитё(летящая птица) Формация похожа на Унрё, но используется при численном превосходстве противника.
Хотя в Японии и присутствовали некоторые предбоевые построения, японцы не использовали специальные боевые построения по типу европейских линий и колонн. Не делалось акцента на удерживание формации после столкновения с противником. Обычно не проходило много времени до того момента, как бойцы вовлекались в "групповой матч по борьбе, где каждый самурай стремился победить ближайшего врага".
Японская кавалерия, в отличие от европейской, состояла из верховых и пеших воинов. Пешие были обслугой всадников. Это очень влияло на мобильность кавалерии и дистанцию атаки, лимитировало силу удара.
Т.к. армия главнокомандующего была составлена из разных индивидуальных кланов, преданность и взаимодействие на поле боя были очень существенными проблемами. По этой причине преданность своему даймё постоянно проверялась. Способы руководства битвой были следующими: использование флагов, барабанов, раковин, сигнальных огней, вестников. Даймё предпринимали шаги по созданию элитного корпуса посланцев. Уже упоминалась о подобных подразделениях Токугавы и Такэды. У Хидэёси было 29 посланцев, каждый отличался золотым сасимоно. Нобунага оснастил своих черно-красными Хоро (сумка в виде часов, носимая позади доспеха). Командующий наблюдал за битвой, врагами, раздавал поручения, сидя в своем Маку (место, огороженная ширмами с монами владельца). Но доставка его приказов в войска зависела от системы посланий, принятой в данном войске. Без эффективной системы посланий не могло быть координации.
Несколько битв было проиграно благодаря недостаточной преданности либо недостатков координации. Иэясу выиграл битву при Сэкигахара благодаря переходу на его сторону Кобаякавы Хидэаки (а также Киккавы и Вакидзаки). В битве Тэнно-дзи в 1615 году планы Санады сорвались благодаря действиям его ронинов.
В конце концов битва приводила к победе одной стороны. Победитель праздновал победу в своем маку, вознаграждая своих преданных генералов. Затем начиналась церемония просчета голов.
Появление аркебуз в Японии подстегнуло развитие искусства войны. С этого момента японская военная тактика развивалась подобно европейской и кое-где прямо ее копировала. Хотя и накладывала восточный отпечаток. В некоторых аспектах европейцы превосходили японцев в искусстве войны, а в некоторых японцы далеко обогнали европейцев. Великим достижением японской тактики было изобретение и внедрение поточного огня, которое не получило распространение в Европе вплоть до 1580 года, когда было представлено Морисом из Нассау. Другим достижением также было национальная способность принимать, адаптировать под себя и эффективно использовать технологические новинки и новшества, что помогало в единении страны. Япония действительно имела военную мощь, сравнимую с европейской.

(по Бриану Бредфорду)
Перевод с английского

Отредактировано ВойсЪ (26-07-2006 18:31:49)

0

4

Стратегия есть искусство воина. Командиры должны воплощать его, а рядовые - знать Путь. Но сейчас в мире нет воинов, отчётливо понимающих Путь Стратегии.
В системе мироздания существуют различные Пути. Есть Путь Спасения посредством соблюдения Закона Будды, есть Путь Конфуция, правящий Путём любого обучения, Путь врачевания, учения поэтов о Путях вака, есть Путь чая, Путь кюдо (стрельбы из лука), а также множество других искусств и умений.

Миямото Мусаси Го-Рин-но-Сё (Книга Пяти Колец).

КНИГА ЗЕМЛИ (часть I)
Говорят, что Путь Воина есть обоюдное слияние Путей кисти и меча и каждый стремящийся к постижению должен достичь достаточных высот на обоих поприщах. Неважно, если человек не имеет естественных талантов в этих областях, - неустанно упражняясь, он сможет приобрести необходимые навыки, чтобы в дальнейшем принять главную идею Пути Стратегии.
Путь Воина есть решительное, окончательное и абсолютное принятие смерти, тщательное соблюдение кодекса чести Бусидо. (Бюрократическая система Токугавы вдохновляемая философией Конфуция, внушала самураям идею стабильности жизни, и насаждаемое мировоззрение наносило значительный урон принципам Бусидо в сознании феодалов. Некий знатный японец Ямамото Цунэмори долгое время состоял советником при Мицусигэ, князе провинции Нёбэсима Хань. После смерти князя Ямамото собирался совершить традиционное самоубийство, но этот акт был строго запрещён новыми постановлениями. Сгорая от стыда, чиновник в досаде удалился в отдалённые районы провинции, где встретился с единомышленниками, потерпевшими в жизни подобные разочарования. Опальные вельможи изложили свои сетования по поводу упадка нравственности в стране на страницах рукописи, которую назвали "Ха Гэкурё" - "Потайные письма". Этот документ, остро критикующий режим, позволяет судить любознательному читателю о переменах, происходивших в Японии при жизни Мусаси).
Самурай обязан следовать Пути Воина. Я нахожу, что сейчас многие пренебрегают этим. Кто ответит сейчас: "Что есть Путь Воина?" Никто. Потому что сердца людские закрыты перед истиной. Под Путём Воина понимается смерть.
Он означает стремление к гибели всегда, когда есть выбор между жизнью и смертью. И ничего более. Это значит прозревать вещи, зная, на что идёшь. Фраза: "Если умираешь, а твои намерения не поняты, то умираешь напрасно", - отвратительна. В ней нет решимости следовать однажды принятому Пути перед лицом выбора. Каждый, кто заботится прежде всего о себе, теоризирует, имея в голове одно желание - выжить. Но мысль о том, что смерть в неудаче - напрасная смерть, абсурдна сама по себе. В смерти нет стыда. Смерть - самое важное обстоятельство в жизни воина. Если ты живёшь, свыкнувшись с мыслью о возможной гибели и решившись на неё, думаешь о себе как о мёртвом, слившись с идеей Пути Воина, то будь уверен, что сумеешь пройти по жизни так, что любая неудача станет невозможной, и ты исполнишь свои обязанности как должно.
Слуга должен неустанно радеть о благе своего сюзерена, тогда он - достойный вассал. На протяжении веков в нашем доме рождались достойные мужчины, предания об их добродетелях по сей день впечатляют нас. Это наши предки. Каждый без колебания отрекался от спасения своей плоти, и более того - души, ради своего господина.
Каждый из нашего рода был отмечен благодатью мудрости и одарён умением добиваться высот профессионализма в любом деле. Какая радость использовать эти качества во благо! Однако следует помнить, что даже самый, казалось бы, никчёмный человек может считаться достойным, если всего лишь помышляет о благосостоянии господина, отрекаясь от себя. Искать практических выгод, используя свои профессиональные познания, - вульгарно.
Одни люди способны к неожиданным озарениям. Другие плохо осваивают ситуацию и приходят к решению проблемы после долгого обдумывания. Способности людей различны. Однако, если ты держишь в уме Четыре Заповеди, твоё сознание поднимается выше забот о собственном благополучии, тобой начинает управлять мудрость, не зависящая от низменных помыслов. Многие тщательно размышляют о вещах, скрупулёзно планируют будущее, но зачастую их расчёты имеют целью достижение личных выгод. Такой пагубный образ мыслей влечёт за собой пагубные поступки и приводит к плачевным результатам. Глупцам трудно отстраниться от заботы о своём благосостоянии.
Поэтому, когда начинаешь какое-либо дело, вначале сосредоточься на Четырёх Заповедях и устрани себялюбие. Тогда неудача станет невозможной. Вот они:

Не опоздай встать на Путь Воина.
Стремись быть полезным хозяину.
Чти предков.
Поднимись над личной любовью и личным страданием - существуй во благо человеческое.
Помни, не только воины, но и монахи, и женщины, и крестьяне, и даже совсем низкие люди порой с готовностью умирают во имя долга или чтобы избежать позора. Это всё - не то.
Воин отличается от всех этих людей, потому что изучение Пути Стратегии основано на поражении соперника. Добиваясь победы, скрещивая мечи с отдельными противниками или участвуя в массовых битвах, мы добываем славу не для себя, но для князя.
В этом - добродетель Стратегии.

Отредактировано ВойсЪ (26-07-2006 18:20:16)

0

5

КНИГА ЗЕМЛИ (часть II)

Путь стратегии
В Китае и Японии бойцы, практикующие этот путь, назывались мастерами Стратегии.
Сейчас появились люди, столь же громко себя именующие, но они в основном являются лишь простыми фехтовальщиками. Служители древних храмов Касима и Катори получили своё искусство из рук богов и основали боевые школы, сообразуясь с божественными наставлениями. Они странствовали из провинции в провинцию, обучая людей.
В старые времена Стратегия упоминалась среди Десяти Талантов и Семи Искусств как благодетельная практика. Стратегия являлась искусством, и её применение не ограничивалось лишь фехтованием. Истинный смысл фехтования далеко выходит за рамки овладения приёмами боя.
Взглянем на мир. Мы увидим, что творчество зачастую становится предметом торговли. Люди изощряются в изобретательстве, стремясь получить скорую выгоду, продавая приобретённые на начальной стадии постижения навыки, тем самым искажая суть происходящих с ним изменений. Здесь уместна аналогия с орехом и его цветком. Превознося достоинства цветка, мы невольно умаляем значение плода. На путь Стратегии нередко становятся люди - и ученики, и преподаватели искусства боя, - озабоченные стремлением поразить окружающих блеском мастерства, похваляясь совершенством техники фехтования. Иными словами, они пытаются ускорить расцвет растения, спровоцировать завязь плода, что никому не под силу. Эти люди рассуждают о преимуществах того или иного додзё, но на деле лишь ищут выгоды. Кто-то в своё время сказал: "Незрелая стратегия - причина печали". Очень верное высказывание.  Существуют четыре Пути, по которым мужчины идут в своей жизни.
Первый из них - Путь Земледельца. Используя сельскохозяйственные инструменты, человек выращивает рис и овощи, сообразуясь со сменой времён года.
Второй путь - Путь Торговца. Он живёт, продавая плоды своего труда и получая выгоду, поддерживая своё существование.
Третьим Путём идёт благородный воин, несущий своё вооружение. Путь Воина - овладение достоинствами своего оружия. Но если самурай не любит Стратегию, как он сможет определить пользу, приносимую его клинком? Воин должен обладать развитым вкусом.
Четвёртый Путь - Путь Художника, или Путь Плотника (Архитектора).
Плотник должен стать искусным в обращении со своими инструментами, он намечает план строения с выверенными пропорциями, а затем исполняет работу, сообразуясь с замыслом. Так Плотник проходит по жизни.
Таковы Четыре Пути - Путь Земледельца, Путь Торговца, Путь Воина и Путь Художника.

Сравнение Пути Стратегии
с Путём Плотника

Возьмём дома. Дома знати, дома воинов, Четыре дома. Возьмём падение домов, процветание домов, стиль дома, традиции дома, имя дома. Плотник в работе имеет общий план строения, Стратег, подобно ему, имеет план битвы.
Если хочешь изучить ремесло войны, вчитывайся в эту книгу. Учитель - игла; ученик - нить. Ты должен практиковаться непрерывно.
Как плотницкий старшина, командующий должен знать естественные законы, и законы страны, и законы домов. Это - Путь Старшего. Плотницкий старшина должен знать теорию строительства башен и храмов. Он знает планы многих дворцов. Он следит за набором людей, чтобы возводить здания. Путь Плотницкого старшины - тот же, что и Путь командующего.
Перед началом строительства Плотник отбирает пригодный материал. Ровные стволы без сучьев, красивые на вид, используют для открытых колонн, прямые стволы с небольшими дефектами пускают на внутренние опоры. Стволы безупречного вида, хотя бы и не очень прочные, пускают на пороги, притолоки, двери и раздвижные стены. Хорошее дерево, даже узловатое и суковатое, всегда можно с разумением использовать в постройке. Дерево слабое или совсем корявое пускают на леса, а позже - рубят на дрова.
Плотницкий старшина распределяет работу между работниками соответственно их способностям. Он ставит задачи перед укладчиками полов, изготовителями раздвижных перегородок, порогов, притолок, потолков и т.д. Обладающие меньшим умением обтёсывают половые балки пола, а тот, кто умеет совсем мало, режет клинья и выполняет подсобную работу. Если плотник хорошо знает и правильно распределяет своих людей, выполненная работа будет хороша.
Старшина должен принимать во внимание способности своих людей, обходить их недостатки и не требовать ничего невероятного. Он обязан понимать настроения рабочих и подбадривать их, когда это необходимо. Таковы же и принципы Стратегии.
Как и воин, плотник сам точит свой инструмент. Плотник носит принадлежности ремесла в ящике для инструмента и работает под руководством своего старшины. Он вытёсывает колонны и балки топором, выравнивает доски пола рубанком, аккуратно режет узоры, полируя их настолько совершенно, насколько позволяет его умение. Таково искусство плотников. Когда плотник приобретает достаточный навык и понимание соразмерности деталей, он может стать старшиной.
Достижения плотника - используя грубые инструменты, создавать малые храмы. Он должен изготавливать подставки для письма, столы, бумажные фонари, кухонные доски и крышки для горшков. Это профессионализм плотника. Подобное верно и для солдата. Ты должен глубоко поразмыслить над этим.
Забота плотника - чтобы его постройку не перекосило, чтобы соединения были подогнаны точно и чтобы работа была хорошо спланирована, чтобы она была не просто набором законченных деталей, а представляла собой единое целое. Это существенно.
Если ты хочешь изучить Путь, глубоко размышляй о вещах, рассматриваемых в этой книге, перебирая одну за другой. Ты должен проделать большую работу.

0

6

КНИГА ЗЕМЛИ (часть III)

"Ити-Рю-ни-То"
(Одна школа - два меча)

Воины, командиры и рядовые носят два меча. В старые времена их называли "длинный меч" и "меч-компаньон". Достаточно сказать, что в нашей стране, по какой бы то ни было причине, воин носит два меча на поясе. Таков Путь Воина. "Ни То Ити Рю" демонстрирует преимущество использования обоих мечей.
Копьё и алебарда - оружие, которое носят вне помещения. (Техника фехтования копьём и алебардой - та же, что и для меча. Копья приобрели популярность в период Муромати, в основном как оружие простой пехоты в больших армиях, а позже стали предметом украшения кортежей даймё в период Токугавы. Копьём секут и колют, но не бросают. Алебарда - похожее на копьё оружие с длинным изогнутым лезвием - была особенно эффективна против кавалерии и стала впоследствии использоваться женщинами, которые защищали ею свои дома в отсутствие мужчин. И сегодня женщины охотно изучают искусство боя на алебардах).
Ученики Пути Стратегии школы Ити должны всегда тренироваться с обоими мечами в обоих руках. Это истинно: жертвуя жизнью, ты обязан максимально использовать свой арсенал. Неправильно поступать иначе и умирать с не обнаженным оружием.
Если держишь меч двумя руками, сложно свободно направлять его направо и налево, так что мой метод - держать по мечу в каждой руке. Это правило не относится к громоздкому оружию, такому как алебарда или копьё, но меч и меч-компаньон можно держать одной рукой. Тяжело держать меч двумя руками, сидя в седле, или когда бежишь по неровной дороге, болотистой местности, грязному рисовому полю, каменистой почве, или когда действуешь в толпе. Длинный меч в обоих руках - не истинный Путь, ибо такая позиция мешает тебе пустить в дело лук, копьё или иное оружие. Однако, когда трудно разрубить противника одной рукой, ты должен использовать обе. Можно в бою направлять клинок одной рукой; Путь научиться этому - тренироваться с двумя длинными мечами. Поначалу это кажется сложным, но всё сложно поначалу. Трудно натягивать лук, трудно орудовать алебардой; но когда привыкаешь к ним, твоя воля становится крепче. Когда привыкнешь вращать длинный меч, ты достигнешь силы Пути и станешь легко управляться с ним.
Как я объясняю в "Книге Воды", не существует быстрого способа управления длинным мечом. Его нужно вести широко, а меч-компаньон - узко. Это - первое, что нужно понять.
Согласно воззрениям школы Ити, ты можешь победить с длинным клинком, но можешь выиграть бой и с коротким. Иначе говоря, дух школы Ити - дух победы, вне зависимости от вида оружия и его длинны. Лучше использовать два меча, чем один, когда бьёшься с толпой, и особенно - когда хочешь взять пленного.
Эти вещи нельзя объяснить в теории. На одном предмете познай десять тысяч. Когда достигнешь Пути Стратегии, не будет ничего, что бы ты не смог увидеть. Ты должен учиться усердно.

0

7

КНИГА ЗЕМЛИ (часть VI)

Сила двух иероглифов,
означающих понятие "стратегия"

Мастеров длинного меча называют Стратегами. Тех, кто овладел луком, называют лучниками, тех кто овладел копьём, - копейщиками, тех, кто овладел ружьём - снайперами, тех, кто овладел алебардой, - алебардьерами. Но мы не называем мастеров длинного меча "длинномечниками" и не говорим о других "короткомечники". Так как луки, ружья, копья и алебарды - снаряжение воина, они, конечно, часть Стратегии. Овладеть достоинствами длинного меда - значит, управлять миром и самим собой, поэтому длинный меч - базис Стратегии. Таков принцип "Стратегии посредством длинного меча". Владея длинным мечом, один человек может побить десятерых. Так же, как один может побить десятерых, сто могут побить тысячу, а тысяча - десяток тысяч. В моей Стратегии один человек - равен десяти тысячам, так что эта стратегия - полное воинское искусство.
Путь Воина не включает другие Пути, такие как конфуцианство, буддизм, художественное мастерство или танец. Но хотя всё это и не является частью нашего Пути, если ты познаешь Путь во всей широте, ты будешь видеть его во всём. Люди должны совершенствоваться.

Преимущество оружия в стратегии
Есть время и место для использования различного оружия. Наилучшее использование короткого меча - в ограниченном пространстве или когда ты близок к противнику. Длинный меч может быть эффективно использован в любой ситуации.
Алебарда короче копья. С копьём ты можешь перехватить инициативу; алебарда - оборонительное оружие. В руках одного из двух человек равных способностей копьё даёт некоторое преимущество. Копьё и алебарда имеют свои области применения, но ни то ни другое не даёт преимущества в ограниченном пространстве. Их нельзя использовать для захвата пленника. Они - оружие для поля битвы.
Вообще, если ты станешь изучать только " закрытые приёмы боя", ты будешь мыслить узко и позабудешь истинный Путь. Берегись. Тебя ждут трудности в реальных схватках.
Лук имеет тактические преимущества в начале боя, особенно на открытой местности, так как появляется возможность стрелять быстро из гущи копейщиков. Однако он неэффективен при осадах или когда противник удалён более чем на сорок ярдов. Поэтому нынче мало осталось традиционных школ стрельбы из лука. Это умение сейчас малоприменимо. Ружьё - при использовании из-за укреплений, не имеет себе равных. Это превосходное оружие и на поле боя - до того, как началась рукопашная, но как только скрестились мечи, ружьё становится бесполезным.
Одно из достоинств лука состоит в том, что ты видишь стрелу в полёте и можешь корректировать прицел, тогда как выстрел из ружья не виден. Рассмотри важность этого.
Лошадь воина должна быть выносливой и не иметь дефектов. Те же требования применяй к оружию. Лошади должны иметь сильный шаг, мечи и мечи-компаньоны должны рубить мощно. Копья и алебарды должны выдерживать сильную нагрузку; луки и ружья должны быть прочными. Оружие обязано быть скорее крепким, чем изящно украшенным.
У тебя не должно быть любимого оружия. Стать слишком зависимым от одного оружия - большая ошибка, чем недостаточное знание его. Не копируй других, действуй по ситуации. Плохо также для солдат и командиров испытывать к кому-то любовь или неприязнь. Тщательно изучи это.

0

8

КНИГА ЗЕМЛИ (окончание)

Расчёт в стратегии
Рассчитывай всё. Расчёт в Стратегии невозможно изучить без большого объёма практики.
Расчёт темпа важен в танце и в духовой и в струнной музыке, поскольку свободный ритм появляется лишь при хорошем чувстве такта. Темп и ритм также соотносятся с военными искусствами, стрельбой из лука и ружья, верховой ездой. Всем искусствам и умениям присущ свой ритм. Существует также темп в Пустоте.
Существует ритм во всей жизни воина, в его победах и поражениях, как в гармонии и диссонансе. Похожим образом есть ритм в жизни торговца, в возвышении и крушении царств. Все вещи влекут за собой ритм взлёта и падения. Ты должен ясно видеть это. В Стратегии существуют различные соображения относительно ритма. С самого начала ты должен отличать соответствующий ритм от несоответствующего, упражняя свой внутренний слух, чтобы среди больших и малых вещей, в наплывах быстрых и медленных волн найти нужную частоту, действуя, учитывая дистанцию и ритм окружения. Внутренний слух - главнейшая вещь в стратегии. Особенно важно понимать ритм фона, иначе твоя Стратегия станет неуверенной.
Ты выигрываешь схватку с помощью ритма Пустоты, рождающегося из верного манёвра, опрокидывающего расчёты противника, ибо используешь ритм, которого враг не слышит.
Все пять книг имеют непосредственное отношение к ритму. Ты должен упорно тренироваться, чтобы воспринять сказанное.
Если ты день и ночь станешь практиковаться в указанной выше стратегии школы Ити, твой дух естественным образом расширится. Так распространяется по миру масштабная Стратегия и Стратегия одиночного боя. Это впервые описано мной в пяти книгах: Земли, Воды, Огня, Традиции (Ветра) и Пустоты. Вот Заповеди для мужчин, которые хотят изучить мою Стратегию:

Не допускай бесчестных мыслей.
Путь - в упражнении.
Познакомься с каждым искусством.
Познай Пути всех профессий.
Различай выигрыш и потерю в делах мирских.
Развивай интуитивное понимание окружающего.
Прозревай невидимое.
Обращай внимание даже на заурядное.
Не делай ничего бесполезного.
Важно начать с укоренения этих общих принципов в твоём сердце. Без широкого взгляда на вещи тебе будет трудно понять Стратегию. Если же ты изучишь наши положения и овладеешь Стратегией, ты никогда не проиграешь даже двадцати или тридцати противникам. С самого начала ты должен укрепить своё сердце на Стратегии и держаться Пути. Ты станешь способен опрокидывать врага в схватках и побеждать взглядом. Посредством тренировок ты также сможешь свободно управлять своим телом, покоряя людей своими действиями, и при достаточной тренированности сможешь сломить волю многих силою своего духа. Когда ты достигнешь этого состояния, не будет ли это означать, что ты непобедим?
Более того, в масштабной Стратегии высокопоставленный муж сможет умело обходиться со множеством подчинённых, корректно вести себя, разумно править страной и вдохновлять людей на подвиги, таким образом укрепляя достоинство правителя. Если существует Путь, позволяющий человеку, не падая духом, опереться на себя и завоевать честь и славу, то это - Путь Стратегии.

Второй год Сэхо (1645), двенадцатый день пятого месяца.
Посвящается Тэруо Магонодзэ Синмэн Мусаси.

0

9

Книга Воды (часть I)

Дух школы Стратегии Ни Тэн Ити основывается на свойствах воды, и эта "Книга Воды" объясняет методы достижения победы посредством длинного меча. Язык её изобилует подробными пояснениями, но они могут быть ухвачены интуитивно. Изучай эту книгу; прочтя слово, поразмысли над ним. Если будешь толковать смысл сказанного вольно, ты ошибёшься в Пути.
Принципы Стратегии изложены мной в терминах поединка, но ты должен мыслить широко - так, чтобы достичь понимания битвы, где с обеих сторон - по десятку тысяч бойцов. Стратегия Ити отличается от других систем тем, что если ты хоть немного уклонишься с верного Пути, то подвергнешься опасности и попадёшь на скользкую дорогу.
Если ты будешь просто перелистывать эту книгу, ты не постигнешь Пути Стратегии. Впитай сказанное. Не просто читай, запоминая или имитируя, но напряжённо изучай, чтобы вобрать знания в своё существо и ощутить принцип собственным сердцем.

Состояние духа
В бою состояние твоего духа не должно отличаться от повседневного. И в схватке и в обыденной жизни ты должен быть целеустремлён, но спокоен. Встречай ситуацию без напряжения, однако не беспечно, с духом уравновешенным, но не предубеждённым. Даже когда твой дух спокоен, не позволяй телу расслабляться, а когда тело расслаблено, не позволяй духу распускаться. Не допускай, чтобы тело влияло на дух, и не давай духу влиять на тело. Не будь ни недостаточно вдохновлённым, ни вдохновлённым сверх меры. Поднявшийся дух слаб, и опустившийся дух слаб. Не позволяй противнику проникнуть в твоё состояние.
Низкие ростом люди должны быть знакомы с духом крупных людей, а крупные - с духом маленьких. Каким бы ты ни был (по размеру), не позволяй себе идти на поводу у собственного тела. С духом открытым и несвязным, смотри на вещи с высокой точки зрения. Ты должен взращивать свои мудрость и дух. Оттачивай свой ум: понимай меру общественной справедливости, различай добро и зло, изучай Пути различных искусств один за другим. Когда люди не смогут обмануть тебя, ты осознаешь мудрость Стратегии.
Мудрость Стратегии отлична от прочих вещей. На поле боя, даже подвергаясь опасности, ты должен неустанно следовать принципам Стратегии, укрепляя дух.

Стойка в стратегии
Прими стойку с прямой головой, не опущенной и не поднятой, не повёрнутой в сторону. Твой лоб и брови не должны быть наморщены. Не вращай глазами и не позволяй им мигать, но слегка прикрой их.
Контролируя выражение лица, держи линию носа прямо, ощущая, как ноздри слегка раздуваются. Держи затылочную часть шеи прямо: введи энергию в линию волос и затем спусти её от плеч вниз по всему телу. Опусти плечи, но не выпячивай ягодицы, помести силу в ноги от коленей до кончиков пальцев. Поддерживай внутренности, напрягая пресс, не виляй бёдрами. Расположи свой меч-компаньон вдоль живота, затяни пояс - это называется "заклиниванием".
Поддерживай боевую стойку во всех случаях жизни, сделай её повседневной. Ты должен хорошо понять это.

Взгляд в стратегии
Взгляд должен быть объёмным и широким. У него двойная функция - "восприятия и осмотра". Воспринимай сильно, смотри не напрягаясь.
В Стратегии важно видеть дальние вещи как бы вблизи и близкие - словно издалека. В Стратегии важно чувствовать меч врага, но не отвлекаться на его незначительные движения. Ты должен постичь это. Взгляд един и для дуэли и для массовой битвы.
В Стратегии важно уметь смотреть в обе стороны, не двигая глазными яблоками. Ты не сможешь развить эту способность быстро. Изучи то, что сказано здесь, используй боевой взгляд в повседневной жизни и не меняй его, чтобы ни случилось.

Как держать длинный меч
Ухвати длинный меч с несколько "плавающим" ощущением в большом и указательном пальцах, средний палец не должен быть ни напряжён, ни расслаблен, а оставшиеся два пальца - сжаты крепко. Плохо, если руки дрожат.
Поднимая меч, имей намерение зарубить противника. Нанося удар, не изменяй хватки, руки твои не должны "скрючиваться". Отводя меч противника в сторону, или отбивая его, или прижимая вниз, слегка меняй ощущение в большом и указательном пальцах. Ты должен быть всегда устремлён поразить противника, не меняя боевой хватки.
Хватка для боя и для испытаний клинка одна. Не существует такой позиции, как "хватка для удара по человеку".
Вообще, я не люблю фиксированности ни в мече, ни в кисти. Фиксация означает мёртвую руку. Подвижность - это жизнь. Держи это в уме.

0

10

Книга Воды (часть II)

Работа ног
С несколько "плавающими" кончиками пальцев, твёрдо ступай на пятки. Быстро ли двигаешься, медленно ли, большими шагами или короткими, ноги должны двигаться как при нормальной ходьбе. Я не люблю методы передвижения, известные как "прыгающая нога", "плавающая нога" и "фиксированный шаг". Так называемая "нога Инь-Ян" важна для Пути. Не двигай только одной ногой. Спокойно работай левой-правой и правой-левой, нанося удары, отражая их или отступая. Не отдавай какой-либо ноге преимущества.

Пять положений тела
Существует Пять положений тела: верхнее, среднее, нижнее, правостороннее и левостороннее. Несмотря на различия, единственное предназначение их - атаковать противника. Кроме этих - других положений не существует.
В каком бы положении ты ни пребывал, не старайся фиксировать его; думай об атаке.
Твоя поза может быть широкой или узкой соответственно ситуации. Верхнее, среднее и нижнее положения - твёрдые (устойчивые), Лево- и Правосторонние позы - текучие. Лево- и правосторонние положения используют, когда существует препятствие над головой или сбоку; решение, какую позицию принять, зависит от ситуации.
Сущность пути в следующем. Ты должен глубоко понять вот что. Среднее положение - сердце всех положений. Если рассматривать Стратегию в широком масштабе, среднее положение занимает в ней место командующего. Прочие стойки ему подчиняются. Пойми это.

Путь длинного меча
("Путь" понимается здесь как дорога судьбы и как лезвие клинка. Естественные движения ассоциируются с естественным поведением самурая согласно этике Кэн-до).
Стратегия длинного меча означает, что мы способны двумя пальцами вращать оружие, которое обычно носим. Если мы хорошо поймём Путь меча, мы сможем вращать его легко.
Если ты попытаешься вести большой меч быстро, ты уклонишься с Пути. Чтобы меч шёл хорошо, ты должен вести его спокойно. Если ты попробуешь двигать им, словно складным веером или мечом-компаньоном, ты совершишь ошибку. Ты не сможешь атаковать человека длинным мечом, применяя приём "шинковки коротким клинком". Когда ты провёл удар длинным мечом вниз, подними его прямо вверх; когда атакуешь вбок, возвращай меч разумным путём, всегда широко отставляя локти. Веди меч мощно. Таков Путь длинного меча.
Если ты тщательно изучишь пять правил моей стратегии, ты хорошо поведёшь меч. Ты должен постоянно тренироваться.

Пять подходов к врагу
(Кто может понять методы Мусаси? Для этого необходимо изучать приёмы традиционных школ и практиковаться в базовых атаках. Нужно помнить, что боевой приём может начинаться с гораздо большего расстояния, чем это кажется возможным на первый взгляд. Говорят, что человек, повидавший смерть на конце меча, обладает повышенным пониманием боя).

Первый подход - начинается со среднего положения твоего тела. Встречай противника концом меча против его лица. Когда он атакует, отведи его меч вправо и "оседлай" его. Или же отрази нападение, отклонив лезвие его клинка ударом сверху. Задержи свой меч там, где он есть, и, когда противник возобновит атаку, нанеси режущий удар снизу. Это - первый совет.
Ты должен упорно тренироваться, используя длинный меч, чтобы изучить пять подходов. Когда ты овладеешь моим Путём, ты сможешь контролировать любую атаку противника. Уверяю тебя, нет других подходов к врагу, кроме подходов Ни Тэн Ити Рю.

При втором подходе из верхнего положения атакуй противника длинным мечом в тот момент, когда он нападает на тебя. Если противник ушёл от твоего удара, задержи свой меч там, где он есть и, "подгребая" снизу, рази врага, когда он возобновит атаку. Повтори выпад.
Тут существуют разнообразные вариации, зависящие от темпа, ритма и настроения схватки. Ты сможешь понять их, тренируясь в школе Ити. Ты будешь непобедим при помощи моих пяти методов длинного меча. Тренируйся снова и снова.

В третьем методе прими нижнее положение, подготовившись к "подгребанию" (удар снизу). Когда противник пойдёт в атаку, ударь по его рукам. Он может попытаться отбить твой меч вниз. В этом случае полосни по его верхней руке горизонтально с ощущением "пересечения". Это означает, что ты разишь противника из нижнего положения в тот самый момент, когда он атакует тебя.
Ты будешь часто использовать этот приём - и как начинающий, и в более поздней Стратегии. Ты должен тренироваться держать длинный меч.
Четвёртый подход. Прими левостороннее положение. Когда противник атаковал, полосни его по рукам снизу. Если в этот момент он попытается придавить твой меч, уклонись с траектории наискосок сверху от своего плеча.
Таков Путь длинного меча. Этим способом ты побеждаешь, уходя с траектории атаки противника. Ты должен изучить его.
В пятом подходе меч находится в правостороннем положении. В соответствии с ритмом атаки противника переведи свой клинок косым движением в верхнее положение. Затем атакуй прямо сверху.

Этот метод существен для полного познания Пути длинного меча. Если ты овладеешь этим методом, ты сможешь свободно вращать тяжёлое оружие.
Я не могу подробно описывать все варианты применения этих пяти подходов. Ты должен хорошо познакомиться с моим Путём "гармонии длинного меча", затем, изучив широкомасштабное понимание темпа и ритма, понять ритм перемещений клинка противника и с самого начала привыкнуть к пяти способам атаки. Ты всегда будешь побеждать, варьируя эти методы в соответствии с настроением противника. Ты должен тщательно проработать сказанное.

Изучение "положения-не-положения"
"Положение-не-положение" ("стойка-не-стойка") отрицает необходимость пользоваться в бою известными положениями длинного меча.
Но даже тут - положения работают как пять способов держать длинный меч. Как бы ты ни держал меч, он должен располагаться так, чтобы было легко провести атаку противника в соответствии с ситуацией. Из верхнего положения, когда дух твой снижается, ты можешь перейти к среднему положению, а из него, слегка подняв меч, вновь примешь верхнее. Из нижнего положения ты можешь перевести клинок в среднее, если того требует ситуация. Соответствуй ситуации. Перевод меча из право- и левосторонней стойки к центру утвердит тебя в средней или нижней позиции.
Этот принцип называется "существующим-несуществующим".
Помни, когда в твоих руках меч - ты должен поразить противника, чего бы тебе это ни стоило. Когда ты парируешь удар, наносишь его, делаешь выпад, отбиваешь клинок или касаешься атакующего меча противника, ты должен сразить противника тем же движением. Достигай цели. Если ты будешь думать только о блокировании ударов, выпадах и касаниях, ты не сможешь действительно достать врага. Более, чем о чём бы то ни было, ты должен беспокоиться о том, как провести свой удар сквозь его защиту и достичь цели. Тщательно изучи сказанное.
Это направление в Стратегии большого масштаба называется "боевой порядок". Такие устремления - залог победы в битвах. Фиксированные положения нехороши. Помни об этом.

Наносить удар "синхронно", "одним махом".
Понятие синхронно означает: когда ты сблизился с противником, атакуй его так быстро и резко, как только возможно, не двигая телом, не устанавливая дух, пока ты видишь, что враг ещё в нерешительности. Атаковать до того, как противник решил, что делать, и есть поразить "одним махом".
Неустанно тренируйся, чтобы уметь наносить удар в мгновение ока.

"Двойная согласованность"
Ты атакуешь, и противник быстро отходит. Увидев, что он напрягся, симулируй секущую атаку. Затем, когда он расслабится, сокращай дистанцию и нападай вновь. Это "двойная согласованность". Трудно постичь суть приёма, склоняясь над книгой, но ты скоро всё поймёшь, руководствуясь краткими наставлениями.

Атака "Текущей Воды"
Атака "Текущей Воды" используется, когда ты схватился с противником клинок к клинку вплотную. Когда он разрывает контакт и быстро отходит, стараясь нанести стремительный удар своим длинным мечом, расширь своё тело и дух насколько возможно и бей по врагу, немедленно, повторяя его движения, как прибывающая вода. Если ты научишься этому, ты сможешь атаковать наверняка. Тут важно ясно видеть уровень квалификации противника.

Продолжительная атака
Когда ты атакуешь и противник нападает тоже, когда ваши клинки устремились навстречу друг другу, одним движением старайся поразить его голову, руки и ноги. Когда бьёшь в несколько точек тела врага одним взмахом меча, этот выпад называется "продолжительной атакой". Ты должен отработать этот приём; его используют часто. Непрестанно упражняясь, ты добьёшься успеха.

Атака "Огня и Камней"
Атака "Огня и Камней" означает вот что. Когда твой длинный меч и меч противника столкнулись, ты наносишь удар так мощно, как только можешь, не поднимая меча ни на йоту. Это означает атаковать стремительно руками, торсом и ногами - все эти части тела участвуют в броске. Если будешь тренироваться достаточно упорно, сможешь добиться сокрушительной мощи удара.

Не имей никаких намерений,
не строй никаких замыслов.

Когда противник нападает, а ты сам решаешь атаковать, ударь своим телом, ударь своим духом, ударь из Пустоты своими руками, мощно увеличивая скорость.
Это - атака "Никаких намерений, никаких замыслов".
Это - наиболее действенный способ проведения атаки. Он часто используется. Ты должен упорно тренироваться, чтобы понять его.

Атака "Красных Листьев"
Атака "Красных Листьев" означает намерение: сбить вниз меч противника. Когда враг стоит перед тобой, держа меч в одном из положений, готовый атаковать, наносить удары и парировать их, обрушь на его клинок атаку "Огня и Камней", действуя в духе "никаких намерений, никаких замыслов". Если ты собьёшь вниз конец его меча с неким "прилипающим" ощущением, он непременно выронит оружие. Длительные тренировки помогут тебе в будущем. Ты сумеешь обезоружить любого врага. Тренируйся непрерывно.

Тело вместо длинного меча
А также "меч вместо тела". Обычно мы приводим в движение тело и меч одновременно, чтобы поразить противника. Однако, в зависимости от метода нападения врага, ты можешь сперва броситься на него голым телом, а потом пустить в дело клинок. Если корпус неподвижен, можешь сначала ударить мечом, но лучше бей телом. Ты должен хорошо изучить практику этой атаки.

Рубящий и режущий удары
Рубить и полосовать - две разные вещи. Рубящий удар, каким бы он ни был, - решителен, его наносят с твёрдым намерением завершить схватку. Режущий удар - лишь касается противника. Даже если ты полоснул сильно, и даже если враг мгновенно умер, это "полосование". Когда рубишь, твой дух решителен. Ты должен принять это. Если ты сначала полоснул по ногам или рукам противника, сразу же наноси мощный рубящий удар. Дух режущего удара - тот же, что и у касания. Когда ты поймёшь это, они станут неразличимы. Хорошо изучи сказанное.

Тело китайской обезьяны
"Тело китайской обезьяны" (имеется в виду короткорукая обезьяна) - это настроение не вытягивания своих рук. Это решимость проникнуть за линию обороны противника, нисколько не распрямляя рук до того, как противник пойдёт в атаку. Если ты внимателен к тому, чтобы не вытягивать руки, ты находишься на достаточно большом расстоянии от врага. Настраивайся "войти" всем телом. Когда проникнешь в зону поражения рукой, за ней легко потянется тело. Хорошо изучи этот приём.

0

11

Книга Воды (часть III)

Атака "клея и лаковой эмульсии"
Приём "клея и лаковой эмульсии" состоит в том, чтобы срастись с противником и не отделяться от него. Сблизившись с врагом, прочно "прилипни" к нему головой, телом и ногами. Люди склонны быстро продвигать вперёд конечности, тело же остаётся позади. Ты должен прилипнуть к врагу намертво, так, чтобы не оставалось ни малейшего зазора между твоим и его телом. Обдумай это положение.

Борьба за высоту
Под "борьбой за высоту" понимается следующее: когда ты сблизился с противником, борись с ним за господствующее положение без страха. Распрями ноги, бёдра, втяни шею - надвигайся на него лицом. Когда решишь, что выиграл, мощно "ломай" врага. Подумай о сказанном.

Ощущение липкости
Когда противник атакует, атакуй и ты, бей с ощущением липкости и фиксируй свой меч на лезвии клинка врага, гася его атаку. Дух липкости - не в том, чтобы нанести мощный удар, а в том, чтобы мечи ваши трудно разъединялись. Тут лучше всего действовать как можно более спокойно. Различие между "липкостью" и "сцеплением" в том, что прилипание прочно, а сцепление слабо. Ты должен понять это.

Удар телом
Удар телом означает: достать противника сквозь брешь в его защите. Намерение состоит в том, чтобы ударить его своим корпусом. Слегка отверни лицо и ударь противника в грудь выставленным левым плечом. Подходи с намерением отбросить врага прочь, бей так мощно, как только сможешь, согласовав удар с дыханием. Если ты освоишь такой метод сближения с противником, ты сможешь отшвырнуть его на 3 - 6 метров. Можно бить врага, пока он не умрёт. Тренируйся тщательно.

Три способа отразить атаку
Вот три метода отразить атаку:

Во-первых, отбивать меч противника вправо от себя, как бы целясь в его глаза, когда он наносит удар.
Или парировать нападение, отбивая меч противника к его правому глазу, с ощущением отсекания его шеи.
Или, когда у тебя короткий "длинный меч", не беспокоясь о том, чтобы отвести клинок врага, быстро сближаться с ним, ударяя его в лицо левой рукой.
Вот три метода отражения наскока. Ты должен помнить, что всегда можешь сжать левую руку в кулак и ударить противника в лицо. Поэтому необходимо хорошо тренироваться.

Укол в лицо
"Уколоть в лицо" означает намерение поразить врага в лицо концом своего меча с линии клинков. Если ты собираешься нанести такой укол, значит лицо и тело противника уязвимы. Когда противник становится доступен, он побеждён. Сосредоточься на этой мысли. Не забывай об уколе в лицо. Ты поймёшь ценность этой техники, упражняясь.

Укол в сердце
"Уколоть в сердце" означает следующее. Когда в бою возникают помехи сверху или с боков, и вообще, когда трудно применить рубящий удар, - коли. Бей в грудь противника, не давая концу своего меча колебаться. Покажи врагу тыльную сторону гарды, отклоняя его меч. Применение этого способа полезно, когда мы устаём или когда наш меч по каким-то причинам не может рубить. Ты должен освоить эту технику.

Отшить "Тат-Тат!"
"Отшить" означает следующее: когда противник пытается контратаковать, отвечая на твой выпад, ты тут же контратакуешь снизу, как бы нанося укол, стараясь сдержать натиск. В очень быстром темпе затем наноси рубящий удар, "отшивая" врага. Укол вверх: "Тат!" - и рубящая атака: "Тат!" Такая связка снова и снова встречаются при обмене ударами. Способ "отшить Тат-Тат!" состоит в том, чтобы соединить рубящую атаку с подъёмом меча, когда ты симулируешь укол. Изучай этот способ посредством непрерывной практики.

Шлёпающее парирование
Под "шлёпающим парированием" понимается вот что: когда скрещиваешь оружие с врагом ты принимаешь его рубящую атаку на свой меч в соответствующем ритме, чтобы парировать удар или стукнуть посильнее. Надо "шлёпнуть" по мечу противника в ритме с его натиском, изначально намереваясь провести рубящую атаку. Если правильно уловишь ритм "шлепка", как бы сильно ни столкнулись мечи, конец твоего клинка не отклонится назад ни на йоту. Ты должен усердно заниматься, чтобы понять это.

Много противников
Техника "много противников применяется, когда ты дерёшься один против многих.
Обнажи длинный меч и меч-компаньон и прими широкую лево-правостороннюю стойку. Смысл в том, чтобы гонять врагов из стороны в сторону, даже если они нападают со всех четырёх сторон. Наблюдай за последовательностью, в которой они нападают, и встречай сначала того, кто нападает первым. Широко води глазами вокруг, тщательно изучай порядок нападения, руби попеременно левой и правой руками. Ожидание пагубно. Постоянно быстро восстанавливай свою позицию, наседай на врагов, по мере приближения отбрасывая их в том же направлении, откуда они подходят. Что бы ты ни делал, прижимай противников друг к другу, как бы связывая кукан с рыбой, и, когда они оказываются в куче, мощно рази их, не давая им пространства для манёвра.

Преимущество в начале схватки
Ты можешь принять на веру, что стратегия длинного меча непобедима, но её Путь не может быть ясно изложен на бумаге. Ты должен усердно тренироваться для того, чтобы понять, как побеждать.
Устный урок: "Истинный Путь Стратегии явлен в длинном мече".

Одна атака
Ты наверняка можешь победить в духе "одной атаки". Трудно обрести это, если ты не изучил Стратегию как следует. Если ты будешь хорошо упражняться на истинном Пути, стратегия выйдет из твоего сердца и ты сможешь побеждать своей волей. Усердно тренируйся.

Прямая связь
Смысл "прямой связи" в возникновении и восприятии истинного Пути школы Ни То Ити.
Устный урок: "Обучи Стратегии своё тело".
Описанное в настоящей книге - есть очерк фехтования школы Ити.
Чтобы научиться побеждать в стратегии длинного меча, сначала изучи пять положений тела и пять подходов к врагу и впитай естественным образом в своё существо Путь длинного меча. Ты должен понять настроение и темп схватки, естественно управляться с длинным мечом и двигать руками и ногами в гармонии со своим духом. Победив одного или двоих, ты поймёшь, что главное в Стратегии.
Изучай содержание этой книги, тему за темой, сражаясь с противником, ты постепенно поймёшь принципы Пути.
Осознанно, терпеливо впитывай достоинства учения, время от времени участвуя в схватках. Сохраняй дух пути, когда бы ты ни скрестил меч с противником. Шаг за шагом иди по дороге в десять тысяч ли. Изучай Стратегию в течении многих лет и закали в себе дух воина. Сегодня - победи себя вчерашнего; Завтра - победишь низких людей. Далее, чтобы справляться с более умелыми, тренируйся согласно этой книге, не позволяя своему сердцу свернуть на боковую дорожку. Помни, если убьёшь врага приёмом, не основанным на том, чему ты научился, это не истинный Путь.
Если ты постигнешь наш Путь побеждать, ты будешь способен справиться с несколькими десятками человек. Что остаётся делать? Шлифовать умение фехтовать. А это ты можешь достичь в сражениях и поединках.

Второй год Сэхо (1645), двенадцатый день пятого месяца.
Посвящается Тэруо Магонодзэ Синмэн Мусаси.

0

12

работы разных скульпторов:
http://www.chen-la.com/forum/viewtopic.php?t=1274
http://www.chen-la.com/forum/viewtopic.php?t=1296
(парень лепит  28 мм)
http://www.valdemar.expositus.com/Files … nobles.JPG
(парень работает в 1:72) - очень люблю его стиль :)

0


Вы здесь » Форум Legio-X FRETENSIS » Расказы и литература » Япония (военная история)