Форум Legio-X FRETENSIS

Объявление

Сегодня движение римской реконструкции переживает всеобщий подъем и мы объявляем новый набор в свои ряды, под овеянные славой и временем знамена "Десятого Сокрушительного". Легион ждет тебя! Особенно будем рады вексилариям Первого поколения. Впереди нас ждут дороги, ведущие в Рим!
---
Привет Гость! После регистрации вам будет доступен для просмотра весь форум.
---
С уважением, Администратор

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Legio-X FRETENSIS » ЛВИМ » Коллекция работ Газенбергера в Петербурге


Коллекция работ Газенбергера в Петербурге

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

С.Ю. Евсеенков
Коллекция работ   Газенбергера  в  Петербурге
Использование фигурок для воссоздания реальных исторических событий представляет один из способов военно-исторического моделирования  [1, 2, 3, 4], причем такое моделирование может начинаться с воспроизведения  отдельных типажей (солдат и офицеров) для выражения индивидуального  аспекта интересов коллекционера  [5]. Собирателю  фигурок интересно как выглядел отдельный воин, и как стоял конкретный полк, где находились офицеры во время боя, интересует старинная геральдика, знамена, словом весь сопутствующий военно-исторический антураж.

Таким образом, коллекционирование фигурок является чрезвычайно разносторонним и развивающим занятием, интересным хобби, которое сопровождает человека порой всю его жизнь. Это подтверждается разными типами коллекций, одну их которых  мы  представим читателю в этой статье.

Среди экспонатов петербургского Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск  связи  обращает на себя внимание великолепная коллекция конных и пеших скульптур воинов русской армии в формах одежды времен императоров Николая I и Александра II. Все, кто посещал в разные годы Артиллерийский музей, надолго запомнили скульптуры этой коллекции, представленные в двух первых залах музея. На подставках конных фигур значится имя автора – «Газенбергер». На подставках пеших  фигурок авторство не указано, однако однотипность техники исполнения говорит о том, что они создавались  тем же автором или людьми, близкими к нему по манере исполнения.

Непосредственно об авторе фигур нам известно совсем немного. Отец Газенбергера в период наполеоновских войн, то есть в начале XIX века нашел свое убежище в России, где и остался на постоянное жительство. Дата рождения самого В. Газенбергера точно не известна, но очевидно, что он родился  около 1805 года.  Сам Василий Газенбергер принял православие, российское подданство и всю свою жизнь  прожил и проработал в России.  Скончался  скульптор  28 мая 1865 года.

Современная коллекция музея фигур насчитывает 32 конных и 61 пешую фигуру. По утверждения Г.Э. Введенского – начальника военно-исторического отдела ГМЗ «Царское Село» -  коней для этих фигур лепил Клодт Петр Карлович (1805-1867), выдающийся русский скульптор, представитель позднего классицизма, автор четырех конных групп, установленных на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге в 1849…1850 гг. Творчество этого скульптора отмечено точностью передачи жизненных наблюдений, особенно наблюдений за лошадями.

Все скульптуры Василия Гайзенбергера являются скульптурными портретами реальных военнослужащих различных войск гвардии и шефских полков армии того времени, когда они создавались, а не историческими реконструкциями. Различия в форме полка отражают реформы, проходящие в соответствующий период времени. На каждой скульптуре год ее создания соответствует принятой в то время форме одежды и вооружению. Модели делались с натуры,  и  в  это их особая ценность. Некоторые из них сделаны  с портретным сходством. Такие вопросы как достоверность тех или иных деталей обмундирования и снаряжения, возникающие при любой реконструкции, здесь просто не правомочны. Наоборот, модели коллекции сами могут служить справочным материалом для будущих исследований.

Газенбергер выбрал в качестве основного материала фигур гипс, а детали  первоначально автор скульптуры делал сам из оловянных отливок или тиснением. По мере развития технологии изготовления фигурок, автор стал применять для изготовления деталей материалы, тождественные или наиболее близко имитирующие в моделях натуру, то есть стал использовать дерево, кожу, металл, ткань, льняную паклю, имитирующая волосы, и тому подобные материалы.   Более того, Гайзенбергером был разработан способ покрытия части гипсовых скульптур, изображающих суконные одежды, напылением очесов натуральных армейских сукон, что не только убедительно имитировало поверхность одежды, но и давало реальную, а не подобранную цветовую гамму мундиров войск. Таким образом, Гайзенбергер стал в нашей стране родоначальником изготовления  сборных композитных фигурок, то есть фигурок, собираемых из деталей различных материалов. Дата приоритета изготовления таких фигурок – двадцатые… тридцатые годы девятнадцатого века.

По мере развития технологии к работам по изготовлению таких деталей скульптуры, как оружие, пряжки, галуны, штандарты и бляхи на амуниции были подключены златошвеи и ювелиры императорских мастерских. Если первоначально железные детали мастер имитировал только оловянными отливками, то для поздних фигур они выполнялись из тех же материалов, что и детали оригинала (сталь, бронза, серебро и т.д.). Такая техника окончательно складывалась в пятидесятые годы XIX века, оттачивая неповторимый стиль этой оригинальной коллекции фигурок. Плелись миниатюрные галуны, штамповались из меди и латуни маленькие гербы, пуговицы, пряжки, изготавливались каски, кирасы, кольчуги, пистолеты и ружья, холодное оружие и другие элементы снаряжения. Пешие фигуры делались «попроще», их не покрывали очесами армейских сукон, а только раскрашивали. Пуговицы, киверные и сумочные гербы (бляхи) теснились из золоченой бумаги, а ремни вместо кожи делались из плотной бумаги. Галуны, эполеты и прочее делалось из гипса, и если было необходимо, то  золотились или серебрились. Исключение составляло оружие, которое делалось одинаково как для конных, так и для пеших:  первоначально отливалось из олова, а потом с помощью слесарного инструмента выполнялось в виде точной модели оригинала.

При рассмотрении коллекции становится видно, что за некоторым исключением перед нами галерея нижних чинов гвардии и армии, отличившихся безупречной службой. Это неповторимое собрание  блестящих воинов, которыми гордилась бы любая армия мира, потому что каждый из них попал в эту галерею за терпеливое солдатское отличие в тяжелой рутинной повседневной службе.  Однако среди фигур, увековечивших нижних чинов,  встречаются и офицеры – конная фигура ротмистра лейб-гвардии Конного полка, а также конная фигура корнета лейб-гвардии Конно-гренадерского полка…

Творческая жизнь Гайзенбергера, протекавшая между 1827 и 1865 годами, практически вся ушла на создание императорской коллекции фигурок, заказчиками которой были император Николай I, а после его смерти – великий князь Михаил Николаевич [6].

Поэтому данное собрание Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге просто уникально по качеству и особенностям технологии изготовления. Коллекция представляет  военно-историческую скульптуру кабинетного типа, выполненная в масштабе 1:5.  На  2004 год коллекция Гайзенбергера как автора-изготовителя фигурок является своеобразным предком ленинградских-петербургских собраний военно-исторической миниатюры. Стоит отметить, что коллекция стала музейной редкостью и одновременно является одной из старейших в нашей стране, имея возраст отдельных образцов не менее 150…170 лет.
      Практическое значение работ Василия Гезенбергера по нашему мнению заключается в следующим.
1. Это безусловно - демонстративное и обучающие пособие для великих князей царствующей династии Романовых - по сути «живое пособие в лицах» всех типов и видов мундиров русских, гвардейских и большей части строевых полков русской регулярной армии. А в отдельных случаях и иллюстративный материал древней истории русской армии, например отдельный типаж стрельца Ивана VI Грозного.
2. Демонстрация представителям дипломатических миссий европейских великих держав непобедимой мощи нашей армии и просто отдельным персонам по необходимости красоты русского оружия во всем блеске и представительском натурализме, выраженном в эстетики войны и славных боевых традиций.
3. Целенаправленное формировании основ военно-патриотического воспитания царствующей династии в рамках европейской униформистики.
4. Парадно-представительская демонстрация Российских национальных достижений и приоритетов в области европейского Миниатюроведения военно-исторических скульптур кабинетного типа. Образно и у нас есть Левша способный блоху подковать не хуже английских!
5. Отработка полного спектра уникальных для своего времени производственно -коллекционных технологий (от копий макетов оружия до отлаженного производства скульптурных форм) отечественной Российской (Санкт-Петербургской) школы.

Источники

1.  Житомирский В.Л.  Каталог авторских работ. 2-я редакция.  Санкт-Петербург.  1999.

2. Конин А.В.  Военно-историческая миниатюра / Каталог авторских работ. Санкт-Петербург.   1997.

3.   История армии – история Отечества / Каталоги Товарищества РИМ. Выпуск 1. М.,1991. Выпуск 2.  Санкт-Петербург, 1993. Выпуск 3. Санкт-Петербург. 1997.

4.   Пенова Е.  Началось с оловянных солдатиков…// «Ленинградская правда», 6 января 1976 года.

5.   Соловьев В.Н.  Зачем мы делаем солдатиков // ВИФ. 1996.  № 6.  Санкт-Петербург.  С.20.

6.  Малышев В., Аранович А. Императорская коллекция скульптур воинов российской гвардии и шефских полков армии Василия Гайзенбергера. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. 2002. – Набор включает 14 открыток конных фигур.

0

2

А все же, какова была цель создания этой коллекции? Имела ли она для заказчика какое-либо практическое значение, или это было просто красивое зрелище для услады Высочайшего взора?

0

3

Уважаемый Владимир Николаевич!  :hi:
Это коллекция преследует в первую очередь практическую цель схожих с нашими идеями патриотизма. Высочайшая особа Государя Императора могла лицезреть, по сути все свои полки гвардейские полки в лица их прославленных командиров и даже рядовых, не выходя на платц! Что интересно сегодня студии Питера делают сегодня упор именно на изготовление раритетных VIP скульптур высочайшего качества, хотя до Василия Гезенбергера им далековато, сильные мира сего великого прошлого и тяжелого настоящего могут позволить себе играть и коллекционировать по необходимости такими вот раритетами, хотя я думаю, они предпочитают живые типажи.  :D

0

4

Директор по развитию написал(а):

Это коллекция преследует в первую очередь практическую цель

И все-таки я не понял, для чего была изготовлена эта коллекция? В чем была ее практичность? Дать представление подрастающим Великим князьям о различиях в униформе полков или в чем-то еще?

0

5

Практическое значение работ Василия Гезенбергера по нашему мнению заключается в следующим.
1. Это безусловно - демонстративное и обучающие пособие для великих князей царствующей династии Романовых - по сути «живое пособие в лицах» всех типов и видов мундиров русских, гвардейских и большей части строевых полков русской регулярной армии. А в отдельных случаях и иллюстративный материал древней истории русской армии, например отдельный типаж стрельца Ивана VI Грозного.
2. Демонстрация представителям дипломатических миссий европейских великих держав непобедимой мощи нашей армии и просто отдельным персонам по необходимости красоты русского оружия во всем блеске и представительском натурализме, выраженном в эстетики войны и славных боевых традиций.
3. Целенаправленное формировании основ военно-патриотического воспитания царствующей династии в рамках европейской униформистики.
4. Парадно-представительская демонстрация Российских национальных достижений и приоритетов в области европейского Миниатюроведения военно-исторических скульптур кабинетного типа. Образно и у нас есть Левша способный блоху подковать не хуже английских!
5. Отработка полного спектра уникальных для своего времени производственно -коллекционных технологий (от копий макетов оружия до отлаженного производства скульптурных форм) отечественной Российской (Санкт-Петербургской) школы.

0


Вы здесь » Форум Legio-X FRETENSIS » ЛВИМ » Коллекция работ Газенбергера в Петербурге