Парижская выставка «Севр-2004»

Ежегодно в пригороде Парижа – Севре проводятся выставки-конкурсы военно-исторической миниатюры. В 2004 году состоялась двадцать четвертая по счету выставка, которая традиционно проводилась в конце осени -  20…21 ноября. Представители творческих групп Санкт-Петербурга уже не раз успешно принимали участие в таких зарубежных вернисажах [1, 2].  Не стала исключением и выставка «Севр-2004», на которую в Париж  прибыла группа от петербургской студии «Синеус» [3].    Неоднократное -  уже шестое – участие в выставке и рост мастерства этой студии неожиданно для участников  сказался на условиях проведения конкурса: так, работы фирмы «Синеус» были вынесены за рамки общего конкурса участников. Фигурки студии «Синеус» рассматривались конкурсной комиссией отдельно как работы мастеров-профессионалов высокого класса, что свидетельствовало о признании высокого уровня российских производителей образцов военной миниатюры.  Вне общего конкурса работы студии «Синеус» получили два приза – один кубок от организаторов выставки и один - от жюри конкурса.
Что интересного следует  отметить в организации выставки?
Характерной чертой Севрского сбора изготовителей и коллекционеров фигурок  было:
• участие администрации города Севра – пригорода, входящего в черту «большого Парижа» - в организации и  проведении выставки,
• привлечение к участию в выставке представителей Вооруженных сил Франции,
• активное и заинтересованное участие в выставке фирм и отдельных предпринимателей, чья деятельность напрямую и в разной степени связана с производством фигурок, в первую очередь фирм, связанных с изданием исторической литературы, красок и инструментов для изготовления фигурок,
• участие парижских общественных организаций в мероприятиях выставки, в том числе Клуба при Музее Армии, расположенного в    Доме Инвалидов.   
Активно работали и общались  с участниками выставки  представители французского журнала «Figurines» - г-н Жан Луи Вьо и главный редактор журнала  г-н Доменик Брифо.
Всего в выставке приняло участие примерно 190 участников из разных стран, в основном любителей,  которые развернули экспозицию своих работ в концертном зале на площади в 2500 м2. В среднем каждый участник представил по 4…5 фигурок, в общей сложности было выставлено порядка 1000 фигурок. На две трети это были объемные фигурки размером в 54 мм, но были на выставке и плоские фигурки высотой 30...32 мм.  По тематике на выставке первое место  занимало рыцарство, затем  - наполеоновская эпоха и XVIII век. Известная петербургская фирма «Русский витязь» на этот раз не принимал участие в выставке «Севр-2004», но в тоже время на выставки появилась новая петербургская студия -  «Азимут-проект» во главе со своим директором Дмитрием Беликовым.
На конкурсе в основном были широко поощрены французские участники (примерно 70…80% участников выставки!), попавшие в разные номинации. По итогам выставки в целом следует отметить, что уровень представительства на выставке был, как и ранее, широким и разнообразным, включал  представителей разных европейских стран, разных фирм и организаций. Со стороны зрителей интерес к историческим фигуркам не ослабел, открылись новые страницы в мастерстве участников. Выставка отличалась демократичностью: было очень много посетителей разного возраста, поскольку вход на выставку был бесплатным, бесплатно работали  и туалеты, что бывает далеко не на всех вернисажах подобного масштаба. Оплата за участие в конкурсе для участников выставки была чисто символической (2 евро = 75 рублей), удобным был конкурсный показ фигурок, которые разрешено было фотографировать. Фигурки, выставленные на выставке,  можно было осматривать со всех сторон, стеклянные витрины отсутствовали и не загораживали выставленные работы,  а освещение экспонатов было ровным и удовлетворительным по силе.
Отметим, что заказ и договоренность о доставке на выставку военно-исторической литературы – книг и журналов – производились по телефону и были основаны только на устной договоренности участников.
В заключении пожелаем организаторам выставки продолжать практику проведения подобных международных встреч-конкурсов изготовителей и коллекционерам фигурок Европы. 

Источники
1. Скворцов А.Е. Скворцова Е.В. Опыт участия в выставке  Севр-98 // ВИФ. 1999.   № 13.  СПб.  С. 28. 
2. Юбилейная выставка в Севре / ответы на вопросы давал Скворцов А.Е., материал для альманаха подготовили Воронков К.Л. и  Куровцев В.П. // ВИФ.  2001.  № 19. СПб.  С. 55…56.   
3. Дмитриев В. И блеск штыков, и киверов равненье // Ружье. № 4/02 (36). С.52…57.

С.Е. Евсеенков
Коллекция работ   Газенбергера  в  Петербурге
Использование фигурок для воссоздания реальных исторических событий представляет один из способов военно-исторического моделирования  [1, 2, 3, 4], причем такое моделирование может начинаться с воспроизведения  отдельных типажей (солдат и офицеров) для выражения индивидуального  аспекта интересов коллекционера  [5]. Собирателю  фигурок интересно как выглядел отдельный воин, и как стоял конкретный полк, где находились офицеры во время боя, интересует старинная геральдика, знамена, словом весь сопутствующий военно-исторический антураж (или военно-исторический эстетизм).
Таким образом, коллекционирование фигурок является чрезвычайно разносторонним и развивающим занятием, интересным хобби, которое сопровождает человека порой всю его жизнь. Это подтверждается разными типами коллекций, одну их которых  мы  представим читателю в этой статье.
Среди экспонатов петербургского Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск  связи  обращает на себя внимание великолепная коллекция конных и пеших скульптур воинов русской армии в формах одежды времен императоров Николая I и Александра II. Все, кто посещал в разные годы Артиллерийский музей, надолго запомнили скульптуры этой коллекции, представленные в двух первых залах музея. На подставках конных фигур значится имя автора – «Газенбергер». На подставках пеших  фигурок авторство не указано, однако однотипность техники исполнения говорит о том, что они создавались  тем же автором или людьми, близкими к нему по манере исполнения. 
Непосредственно об авторе фигур нам известно совсем немного. Отец Газенбергера в период наполеоновских войн, то есть в начале XIX века нашел свое убежище в России, где и остался на постоянное жительство. Дата рождения самого В. Газенбергера точно не известна, но очевидно, что он родился  около 1805 года.  Сам Василий Газенбергер принял православие, российское подданство и всю свою жизнь  прожил и проработал в России.  Скончался  скульптор  28 мая 1865 года.
Современная коллекция музея фигур насчитывает 32 конных и 61 пешую фигуру. По утверждения Г.Э. Введенского – начальника военно-исторического отдела ГМЗ «Царское Село» -  коней для этих фигур лепил Клодт Петр Карлович (1805-1867), выдающийся русский скульптор, представитель позднего классицизма, автор четырех конных групп, установленных на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге в 1849…1850 гг. Творчество этого скульптора отмечено точностью передачи жизненных наблюдений, особенно наблюдений за лошадями. 
Все скульптуры Василия Гайзенбергера являются скульптурными портретами реальных военнослужащих различных войск гвардии и шефских полков армии того времени, когда они создавались, а не историческими реконструкциями. Различия в форме полка отражают реформы, проходящие в соответствующий период времени. На каждой скульптуре год ее создания соответствует принятой в то время форме одежды и вооружению. Модели делались с натуры,  и  в  это их особая ценность. Некоторые из них сделаны  с портретным сходством. Такие вопросы как достоверность тех или иных деталей обмундирования и снаряжения, возникающие при любой реконструкции, здесь просто не правомочны. Наоборот, модели коллекции сами могут служить справочным материалом для будущих исследований.
Газенбергер выбрал в качестве основного материала фигур гипс, а детали  первоначально автор скульптуры делал сам из оловянных отливок или тиснением. По мере развития технологии изготовления фигурок, автор стал применять для изготовления деталей материалы, тождественные или наиболее близко имитирующие в моделях натуру, то есть стал использовать дерево, кожу, металл, ткань, льняную паклю, имитирующая волосы, и тому подобные материалы.   Более того, Гайзенбергером был разработан способ покрытия части гипсовых скульптур, изображающих суконные одежды, напылением очесов натуральных армейских сукон, что не только убедительно имитировало поверхность одежды, но и давало реальную, а не подобранную цветовую гамму мундиров войск. Таким образом, Гайзенбергер стал в нашей стране родоначальником изготовления  сборных композитных фигурок, то есть фигурок, собираемых из деталей различных материалов. Дата приоритета изготовления таких фигурок – двадцатые… тридцатые годы девятнадцатого века.
По мере развития технологии к работам по изготовлению таких деталей скульптуры, как оружие, пряжки, галуны, штандарты и бляхи на амуниции были подключены златошвеи и ювелиры императорских мастерских. Если первоначально железные детали мастер имитировал только оловянными отливками, то для поздних фигур они выполнялись из тех же материалов, что и детали оригинала (сталь, бронза, серебро и т.д.). Такая техника окончательно складывалась в пятидесятые годы XIX века, оттачивая неповторимый стиль этой оригинальной коллекции фигурок. Плелись миниатюрные галуны, штамповались из меди и латуни маленькие гербы, пуговицы, пряжки, изготавливались каски, кирасы, кольчуги, пистолеты и ружья, холодное оружие и другие элементы снаряжения. Пешие фигуры делались «попроще и значительно дешевле», их не покрывали очесами армейских сукон, а только раскрашивали. Пуговицы, киверные и сумочные гербы (бляхи) теснились из золоченой бумаги, а ремни вместо кожи делались из плотной бумаги. Галуны, эполеты и прочее делалось из гипса, и если было необходимо, то  золотились или серебрились. Исключение составляло оружие, которое делалось одинаково как для конных, так и для пеших:  первоначально отливалось из олова, а потом с помощью слесарного инструмента выполнялось в виде точной модели оригинала.
При рассмотрении коллекции становится видно, что за некоторым исключением перед нами галерея нижних чинов гвардии и армии, отличившихся безупречной службой. Это неповторимое собрание  блестящих воинов, которыми гордилась бы любая армия мира, потому что каждый из них попал в эту галерею за терпеливое солдатское отличие в тяжелой рутинной повседневной службе.  Однако среди фигур, увековечивших нижних чинов,  встречаются и офицеры – конная фигура ротмистра лейб-гвардии Конного полка, а также конная фигура корнета лейб-гвардии Конно-гренадерского полка…
Творческая жизнь Гайзенбергера, протекавшая между 1827 и 1865 годами, практически вся ушла на создание императорской коллекции фигурок, заказчиками которой были император Николай I, а после его смерти – великий князь Михаил Николаевич [6].
Поэтому данное собрание Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге просто уникально по качеству и особенностям технологии изготовления. Коллекция представляет  военно-историческую скульптуру кабинетного типа, выполненная в масштабе 1:5.  На  2004 год коллекция Гайзенбергера как автора-изготовителя фигурок является своеобразным предком ленинградских-петербургских собраний военно-исторической миниатюры. Стоит отметить, что коллекция стала музейной редкостью и одновременно является одной из старейших в нашей стране, имея возраст отдельных образцов не менее 150…170 лет. 
Источники
1.  Житомирский В.Л.  Каталог авторских работ. 2-я редакция.  Санкт-Петербург.  1999.
2. Конин А.В.  Военно-историческая миниатюра / Каталог авторских работ. Санкт-Петербург.   1997.
3.   История армии – история Отечества / Каталоги Товарищества РИМ. Выпуск 1. М.,1991. Выпуск 2.  Санкт-Петербург, 1993. Выпуск 3. Санкт-Петербург. 1997.
4.   Пенова Е.  Началось с оловянных солдатиков…// «Ленинградская правда», 6 января 1976 года.
5.   Соловьев В.Н.  Зачем мы делаем солдатиков // ВИФ. 1996.  № 6.  Санкт-Петербург.  С.20.
6.  Малышев В., Аранович А. Императорская коллекция скульптур воинов российской гвардии и шефских полков армии Василия Гайзенбергера. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. 2002. – Набор включает 14 открыток конных фигур.

В.П. Турусов
Информационное обеспечение военно-исторического моделирования

Военно-историческое моделирование  связано с решением обширного набора задач разного типа. Реконструкция исторических эпизодов с помощью фигурок  возможна при обязательном решении двух  задач информационного плана:
во-первых,  любая реконструкция связана с поиском, сбором и анализом информации о реконструируемом эпизоде;
во-вторых, всегда необходима идентификация (определение соответствия) материала военно-исторического  плана  потребностям моделирования и оценка его приемлемости для  реконструкции конкретного эпизода. 
Публикации альманаха «Военно-историческая фигурка» неоднократно обращались к данным задачам информационного обеспечения [1, 2] моделирования, однако это носило эпизодический характер, и было связано с другими аспектами моделирования.
Надо отметить, что информационное обеспечение военно-исторического моделирования  представляет в целом  самостоятельную и широкую задачу, решение которой связано со сбором, систематизацией и анализом узкоспециальных сведений о составе и организации войск, их форме одежде, вооружении и снаряжении, а также о ходе боевых действий применительно к реконструируемому эпизоду. Сюда же можно отнести информацию по технологии производства фигурок и макетов.  При этом информация  для авторов-изготовителей военно-исторической миниатюры и авторов-разработчиков сцен-реконструкций боевых или повседневных  эпизодов жизни армий прошлого должны удовлетворять ряду специфических требований. К их числу относятся
• прикладная направленность сведений,
• краткость изложения материала,
• энциклопедичность, то есть емкость и однозначность приводимых  сведений,
• взаимосвязанность всего комплекса материала для моделируемого эпизода.
Вопросы информационного обеспечения моделирования  поставил на практическую службу   военный историк и коллекционер М.В. Люшковский (1898-1966). Так, в сохранившихся до наших дней материалах его по работе над планом-панорамой (макетом) Полтавского сражения, собранных и систематизированных в 1939 году, содержаться все составные части информационного обеспечения [3]:
– описание моделируемого события и выбор момента сражения, выбранного для изображения на макете, то есть содержательная сторона постановки задачи в терминах работы [1],
– характеристика топографии поля боя (модель местности или внешних объектов),
– состав войск, то есть перечень полков-участников сражения, включая их боевое расписание на моделируемый момент (модель участников боя, включая тактические схемы построения частей),
– обоснование выбора вида и типа фигурок (модель персоны),
– информация по форме одежды полков русской и шведской армий, сведенная в табличный вид (модель внешнего вида отдельных фигур),
– определение номенклатуры типов и оценка общего количества фигурок для макета и их расположение на  «местности» (модели расстановки групп фигурок на макете в целом).
Следует отметить, что первая известная нам отечественная печатная публикация на тему информационного обеспечения военно-исторического моделирования относится к самому началу XX века. Это произошло в 1914 гг. [4], когда  на примере создания плана-панорамы (так назывались в начале прошлого века макеты) изложен ряд основных составных частей сведений, необходимых для реконструкции одного момента Бородинского сражения. Однако в отличие от авторов работы [4], М.В. Люшковский сделал следующий шаг – четко определил состав необходимого информационного обеспечения, которое должно включаться в процесс моделирования,  и сделал информационное обеспечение моделирования обязательной частью  работы по созданию макета,  которая  обязательно предшествует началу непосредственного изготовления составных частей макета.
Методические разработки Люшковского М.В. позволили сформулировать все основные составные элементы информационного обеспечения. Это было обусловлено тем, что Люшковский М.В. имел богатый опыт многократной разработки различных стационарных макетов (планов-панорам) для музеев, а также макетов демонстрационного плана (временных макетов) для иллюстрации выступлений и докладов. Наиболее часто такие временные макеты создавались для докладов на заседаниях Военно-исторической секции Ленинградского Дома ученых, расположенного на Дворцовой набережной. 
Относительная самостоятельность информационного обеспечения позволяет проводить систематизацию и сбор сведений вне зависимости и вне прямой связи с непосредственной работой над изготовлением макета. Сбор  и систематизация сведений осуществляется, исходя из направленности последующего использования такой информации.  При этом в информационном обеспечении, прежде всего,  вычленяются четыре основных  вопроса:
• состав, организация и боевое расписание войск, принимавших участие в конкретных событиях,
• форма одежды, оружие и снаряжения войск различных армий, участвующих в сражении, бое или эпизоде,
• тактические схемы, или боевые порядки частей разных родов и видов войск,
• технология изготовления фигурок.
В узком смысле информационное обеспечение военно-исторического моделирования часто сводится только к  первым двум  вопросам. Для изготовителей фигурок важным вопросом информационного обеспечения является также технология производства и хранения фигурок [1], а также вопросы макетирования, но на эти аспекты внимание обращается гораздо реже, чем на первые два вопроса.
Проработки, статьи и публикации на указанные две темы в военно-исторических изданиях, сборниках и рукописных фондах создают необходимый задел информации для авторов-изготовителей конкретных моделей.
Рассмотрим примеры и судьбу некоторых материалов информационного обеспечения, сформированных и собранных в СССР и в России.  Так, М.В. Люшковский разработал методику регистрации и представления  сведений по форме одежды, а также разработал вид таблицы, которая получила названия «словесно-элементная таблица Люшковского» [5]. Форма таблиц отрабатывалась Люшковским М.В. в различных работах, в том числе и при изготовлении макета Полтавского сражения 1709 года. В конечном итоге такие схемы-таблицы приобрели самостоятельное значение как источник сведений по форме одежды армий разных государств и разных эпох. Личные материалы Люшковского М.В. включали значительный набор таких таблиц. Эти таблицы были составлены в общих тетрадях, которые вручную были заполнены и раскрашены лично Люшковским М.В. После смерти Люшковского М.В. (1966 год) две или три таких тетради почти четверть века с 1966 года по 1990 год находились в личной библиотеке ленинградца Р.Ш. Сота (1909-1990). Дальнейшая судьба этих тетрадей и  современное местонахождение справочников после 1990 года неизвестна…
Люшковский М.В. составлял также отдельные рукописные справочники по боевому составу и организации воевавших армий. Сведения этого плана в своем большинстве на сегодняшний день оказались также недоступны коллегам по интересам.  Последующая судьба этих выписок  из различных источников после смерти в 1966 году  владельца этого собрания также неясна. Благодаря публикациям альманаха ВИФ, отдельные записи М.В. Люшковского стали известны современному читателю. Но это лишь крохи информации, собранной Люшковским М.В. и дошедшей  до наших дней, к сожалению, только в рукописных копиях с авторских записок составителя!
Другим примером  истории развития информационного обеспечения военно-исторического моделирования является обстоятельства создания рукописного фонда «Бюллетень ТВП» (сокращенно БТВП, год создания фонда - 1974 год), а затем –  альманаха «Военно-историческая фигурка» (создание Редакционной коллегии альманаха - 1994 год). Интересно подчеркнуть, что как БТВП, так и ВИФ были созданы любителями, собирателями и изготовителями фигурок с некоммерческими целями. Это означает, что проблемы, связанные с прикладными проблемами информационного обеспечения коллекционирования и изготовления фигурок, потребовали разработок специфических вопросов. Подобные разработки в последующем вылились в вид рукописного фонда и малотиражный альманах (на правах рукописи). При этом лучше всего потребности прикладного характера  известны именно тем, кто и занимался военно-историческим моделированием непосредственно.   В настоящее время на конец 2004 года Бюллетень ТВП продолжает свое существования, насчитывая более 1670 планшетов с рисунками и свыше 1350 выпусков текста, сведенных в 88 серий.  Альманах ВИФ выпускался в Санкт- Петербурге с 1994 по 2003 года (всего вышел 21 номер), а с 2004 года стал выходить как «журнал в журнале» в рамках издания «Рейтар» [номера ВИФ с 1(21) и далее, всего на начало 2005 года подготовлено 24 номера, из них – 3 уже в составе журнала «Рейтар»].   Отметим, что БТВП и ВИФ далеко не исчерпывают современный перечень изданий и фондов, связанных с информационным обеспечением военно-исторического моделирования. Названные примеры только иллюстрируют возможный подход к развитию форм информационного обеспечения.
Следует подчеркнуть, что формирование Бюллетеня ТВП и выпуск альманаха ВИФ идейно и  организационно связаны с деятельностью Петербургского клуба любителей военно-исторической миниатюры (Клуба ЛВИМ), который, начиная с 1968 года, уже более 35 лет объединяет часть городских коллекционеров и авторов-изготовителей фигурок разного типа и вида [6].
Вопросы организации и построения различных средств и видов информационного обеспечения военно-исторического моделирования будут рассмотрены в отдельных публикациях.
Источники
1. Турусов В.П. Моделирование исторических сцен из военно-исторических фигурок // ВИФ. 2000. № 16.  СПб.  С. 59…60.
2.  Турусов В.П.  Идентификация военно-исторической фигурки // ВИФ. 1997. № 9.  СПб.  С. 22…23.
3. Люшковский М.В. Рельефный план-панорама Полтавского сражения 27 июня (8 июля) 1709 г. (рукопись).  Л., 1939.
4.  Хитрово С.,  Догель М.    Рельефный план-панорама Бородинского боя 26 августа 1812 года.  Санкт-Петербург. 1914.
5. Люшковский  М.В.  Схема представления сведений по форме одежды // ВИФ. 1998. № 11.  СПб.  С. 27. 
6. Турусов В.П. Изучая историю войны 1812 г. / Эпоха войны 1812 года: Исследования. Источники. Источники. Историография. Второй выпуск // Труды ГИМ. Выпуск 137. М., 2003. С. 282…291. 

КОРОТКОЙ СТРОКОЙ
В.Л. Житомирский
Выставка в Санкт-Петербурге
С 23 по 26 декабря 2004 г. в Санкт-Петербурге в Центральном Выставочном зале «Манеж» (в бывшем манеже лейб-гвардии Конного полка) по адресу Исаакиевская площадь, дом 1  под эгидой Выставочного Объединения «Мир камня» проходила IX международная выставка-ярмарка «Петербургский Ювелир».
В рамках этой выставки проводился конкурс «Ювелирная пластика оловянной миниатюры». В выставке и  в конкурсе принимали участие петербургские студии «Русский Витязь», «Синеус», «Сфера Арт», студия Андрея Рогачева. Кроме того, были выставлены персональные работы Л. Авдеева, В. Житомирского и В. Нуждина.  Одним из организаторов данного показа фигурок стал директор «Русского Витязя» А.К. Арсеньев.
На выставке были представлены как отдельные фигурки, так и композиции, макеты и «исторические» шахматные наборы.
Большинство представленных объемных фигур были  выполнены в масштабе 1:32. Кроме объемных миниатюр, представлены плоские (полурельефные) фигурки, выполненные в разных масштабах.
По итогам аналогичной предыдущей выставки 2003 года  издан цветной каталог выставки, где один из разделов был отведен фигуркам.

Автор-изготовитель
Мельников Вадим Абрамович – родился 22 октября 1946 года в г. Брянске, где и проживает в настоящее время. Образование высшее юридическое,  по профессии адвокат. Капитан юстиции в отставке.
Собирает оловянные военно-исторические фигурки с 1978 года. Самостоятельно изготавливать фигурки Мельникова В.А. научили Майданович Лев Александрович и Мезенев Владимир Феодосеевич. Авторские фигурки Мельников В.А. начал изготавливать с 1979 года. Занимается «классическими» плоско-рельефными (полурельефными), или так называемыми «нюрнбергскими» фигурками в масштабе  1:50  или 1:55. Мельниковым В.А. создано примерно 50 авторских форм.  Всего в коллекции автора около 20 000 фигурок  [1, C.61], что является крупным собранием военно-исторической миниатюры.
Темы, интересующие Мельникова В.А.: Древняя Русь, петровская эпоха, А.В. Суворов и его войска (екатерининское время), гражданская война в России, история казачества. Мельников В.А. участвовал со своими работами  в создании 15 выставок  в музеях и выставочных залах  г. Брянске и Брянской области.
Кроме того, Мельников В.А. - создатель, а с октября 1982 года Председатель (ныне почетный) и член Военно-исторического брянского клуба «Арсеналъ».  Активный участник разных форм  военно-исторического движения и  групп военно-исторической реконструкции [2,  3],  в частности, неоднократно участвовал в военно-исторических праздниках, смотрах и реконструкциях сражений, проводимых в России  и  за рубежом, в том числе во Франции и Бельгии.
Изготовленная руками Мельникова форма казачьего офицера Черниговского ополчения (1812…1814гг.) находится в  областном краеведческом музее г. Брянска. Биографическая справка о Мельникове В.А.  была помещена в справочнике о людях Брянска [1, С. 61]. 
Источники
1. Таланты города Брянска (в мини-биографиях). Брянск. 2001. С. 61.
2. Мельников В.А. Военно-исторический клуб «Арсеналъ», г. Брянск // ВИФ.  1998.   № 12.  С. 10. 
3. Мельников Вадим Абрамович / Кто был и есть в движении реконструкции //  Рейтар. 2004. № 9 (6/2004).  С. 217. 

КОРОТКОЙ СТРОКОЙ
В.В. Котельников
Новости Клуба ЛВИМ
21 января 2005 года состоялся первый в новом году и 127-й по счету сбор Клуба ЛВИМ, начиная с ноября 1992 года.   Программа встречи была насыщенной и разнообразной, включая три разных вопроса.
Первый касался проблем создания Музея фигурок в Санкт-Петербурге. Сообщение на эту тему сделал сотрудник Музея А.В. Суворова Лукирский А.Н.  Обсуждение различных подходов к построению подобного музея будет в будущем рассмотрено на страницах альманаха ВИФ.
Второй вопрос касался взаимодействия клуба с филиалом музея Городской скульптуры «Нарвские ворота». Клуб ЛВИМ был приглашен для обсуждения общих вопросов развития клубных форм работы и выставочной деятельности  в музейный зал, расположенный непосредственно в Нарвских воротах.
Третий вопрос был связан с представлением В.Н. Шикановым своей книги о французских генералах Первой империи (1804-1815). Кроме того, Шиканов  В.Н. рассказал  членам клуба о впечатлениях от выставки к 200-летию коронации Наполеона, развернутой в Москве в помещении Бородинской панорамы.