С.Ю. Евсеенков
Коллекция работ Газенбергера в Петербурге
Использование фигурок для воссоздания реальных исторических событий представляет один из способов военно-исторического моделирования [1, 2, 3, 4], причем такое моделирование может начинаться с воспроизведения отдельных типажей (солдат и офицеров) для выражения индивидуального аспекта интересов коллекционера [5]. Собирателю фигурок интересно как выглядел отдельный воин, и как стоял конкретный полк, где находились офицеры во время боя, интересует старинная геральдика, знамена, словом весь сопутствующий военно-исторический антураж.
Таким образом, коллекционирование фигурок является чрезвычайно разносторонним и развивающим занятием, интересным хобби, которое сопровождает человека порой всю его жизнь. Это подтверждается разными типами коллекций, одну их которых мы представим читателю в этой статье.
Среди экспонатов петербургского Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи обращает на себя внимание великолепная коллекция конных и пеших скульптур воинов русской армии в формах одежды времен императоров Николая I и Александра II. Все, кто посещал в разные годы Артиллерийский музей, надолго запомнили скульптуры этой коллекции, представленные в двух первых залах музея. На подставках конных фигур значится имя автора – «Газенбергер». На подставках пеших фигурок авторство не указано, однако однотипность техники исполнения говорит о том, что они создавались тем же автором или людьми, близкими к нему по манере исполнения.
Непосредственно об авторе фигур нам известно совсем немного. Отец Газенбергера в период наполеоновских войн, то есть в начале XIX века нашел свое убежище в России, где и остался на постоянное жительство. Дата рождения самого В. Газенбергера точно не известна, но очевидно, что он родился около 1805 года. Сам Василий Газенбергер принял православие, российское подданство и всю свою жизнь прожил и проработал в России. Скончался скульптор 28 мая 1865 года.
Современная коллекция музея фигур насчитывает 32 конных и 61 пешую фигуру. По утверждения Г.Э. Введенского – начальника военно-исторического отдела ГМЗ «Царское Село» - коней для этих фигур лепил Клодт Петр Карлович (1805-1867), выдающийся русский скульптор, представитель позднего классицизма, автор четырех конных групп, установленных на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге в 1849…1850 гг. Творчество этого скульптора отмечено точностью передачи жизненных наблюдений, особенно наблюдений за лошадями.
Все скульптуры Василия Гайзенбергера являются скульптурными портретами реальных военнослужащих различных войск гвардии и шефских полков армии того времени, когда они создавались, а не историческими реконструкциями. Различия в форме полка отражают реформы, проходящие в соответствующий период времени. На каждой скульптуре год ее создания соответствует принятой в то время форме одежды и вооружению. Модели делались с натуры, и в это их особая ценность. Некоторые из них сделаны с портретным сходством. Такие вопросы как достоверность тех или иных деталей обмундирования и снаряжения, возникающие при любой реконструкции, здесь просто не правомочны. Наоборот, модели коллекции сами могут служить справочным материалом для будущих исследований.
Газенбергер выбрал в качестве основного материала фигур гипс, а детали первоначально автор скульптуры делал сам из оловянных отливок или тиснением. По мере развития технологии изготовления фигурок, автор стал применять для изготовления деталей материалы, тождественные или наиболее близко имитирующие в моделях натуру, то есть стал использовать дерево, кожу, металл, ткань, льняную паклю, имитирующая волосы, и тому подобные материалы. Более того, Гайзенбергером был разработан способ покрытия части гипсовых скульптур, изображающих суконные одежды, напылением очесов натуральных армейских сукон, что не только убедительно имитировало поверхность одежды, но и давало реальную, а не подобранную цветовую гамму мундиров войск. Таким образом, Гайзенбергер стал в нашей стране родоначальником изготовления сборных композитных фигурок, то есть фигурок, собираемых из деталей различных материалов. Дата приоритета изготовления таких фигурок – двадцатые… тридцатые годы девятнадцатого века.
По мере развития технологии к работам по изготовлению таких деталей скульптуры, как оружие, пряжки, галуны, штандарты и бляхи на амуниции были подключены златошвеи и ювелиры императорских мастерских. Если первоначально железные детали мастер имитировал только оловянными отливками, то для поздних фигур они выполнялись из тех же материалов, что и детали оригинала (сталь, бронза, серебро и т.д.). Такая техника окончательно складывалась в пятидесятые годы XIX века, оттачивая неповторимый стиль этой оригинальной коллекции фигурок. Плелись миниатюрные галуны, штамповались из меди и латуни маленькие гербы, пуговицы, пряжки, изготавливались каски, кирасы, кольчуги, пистолеты и ружья, холодное оружие и другие элементы снаряжения. Пешие фигуры делались «попроще», их не покрывали очесами армейских сукон, а только раскрашивали. Пуговицы, киверные и сумочные гербы (бляхи) теснились из золоченой бумаги, а ремни вместо кожи делались из плотной бумаги. Галуны, эполеты и прочее делалось из гипса, и если было необходимо, то золотились или серебрились. Исключение составляло оружие, которое делалось одинаково как для конных, так и для пеших: первоначально отливалось из олова, а потом с помощью слесарного инструмента выполнялось в виде точной модели оригинала.
При рассмотрении коллекции становится видно, что за некоторым исключением перед нами галерея нижних чинов гвардии и армии, отличившихся безупречной службой. Это неповторимое собрание блестящих воинов, которыми гордилась бы любая армия мира, потому что каждый из них попал в эту галерею за терпеливое солдатское отличие в тяжелой рутинной повседневной службе. Однако среди фигур, увековечивших нижних чинов, встречаются и офицеры – конная фигура ротмистра лейб-гвардии Конного полка, а также конная фигура корнета лейб-гвардии Конно-гренадерского полка…
Творческая жизнь Гайзенбергера, протекавшая между 1827 и 1865 годами, практически вся ушла на создание императорской коллекции фигурок, заказчиками которой были император Николай I, а после его смерти – великий князь Михаил Николаевич [6].
Поэтому данное собрание Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге просто уникально по качеству и особенностям технологии изготовления. Коллекция представляет военно-историческую скульптуру кабинетного типа, выполненная в масштабе 1:5. На 2004 год коллекция Гайзенбергера как автора-изготовителя фигурок является своеобразным предком ленинградских-петербургских собраний военно-исторической миниатюры. Стоит отметить, что коллекция стала музейной редкостью и одновременно является одной из старейших в нашей стране, имея возраст отдельных образцов не менее 150…170 лет.
Практическое значение работ Василия Гезенбергера по нашему мнению заключается в следующим.
1. Это безусловно - демонстративное и обучающие пособие для великих князей царствующей династии Романовых - по сути «живое пособие в лицах» всех типов и видов мундиров русских, гвардейских и большей части строевых полков русской регулярной армии. А в отдельных случаях и иллюстративный материал древней истории русской армии, например отдельный типаж стрельца Ивана VI Грозного.
2. Демонстрация представителям дипломатических миссий европейских великих держав непобедимой мощи нашей армии и просто отдельным персонам по необходимости красоты русского оружия во всем блеске и представительском натурализме, выраженном в эстетики войны и славных боевых традиций.
3. Целенаправленное формировании основ военно-патриотического воспитания царствующей династии в рамках европейской униформистики.
4. Парадно-представительская демонстрация Российских национальных достижений и приоритетов в области европейского Миниатюроведения военно-исторических скульптур кабинетного типа. Образно и у нас есть Левша способный блоху подковать не хуже английских!
5. Отработка полного спектра уникальных для своего времени производственно -коллекционных технологий (от копий макетов оружия до отлаженного производства скульптурных форм) отечественной Российской (Санкт-Петербургской) школы.
Источники
1. Житомирский В.Л. Каталог авторских работ. 2-я редакция. Санкт-Петербург. 1999.
2. Конин А.В. Военно-историческая миниатюра / Каталог авторских работ. Санкт-Петербург. 1997.
3. История армии – история Отечества / Каталоги Товарищества РИМ. Выпуск 1. М.,1991. Выпуск 2. Санкт-Петербург, 1993. Выпуск 3. Санкт-Петербург. 1997.
4. Пенова Е. Началось с оловянных солдатиков…// «Ленинградская правда», 6 января 1976 года.
5. Соловьев В.Н. Зачем мы делаем солдатиков // ВИФ. 1996. № 6. Санкт-Петербург. С.20.
6. Малышев В., Аранович А. Императорская коллекция скульптур воинов российской гвардии и шефских полков армии Василия Гайзенбергера. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. 2002. – Набор включает 14 открыток конных фигур.